Фото Reuters
В радикальном движении «Талибан» наметился серьезный раскол. Часть боевиков группировки выразили недовольство руководством и заявили, что готова участвовать в мирных переговорах с правительством и даже намерена признать права женщин на получение образования и работу.
Оппозиционная группа появилась после встречи боевиков «Талибана» в провинции Фарах. На ней полевые командиры, недовольные политикой главаря движения Актара Мохаммада Мансура, провозгласили своим новым лидером муллу Мохаммада Расула Акхунда, который был доверенным лицом почившего основателя группировки Мохаммада Омара. Об этом сообщает Washington Post.
Не совсем ясно, какой поддержкой обладает Расул, однако очевидно, что официальному лидеру Мансуру брошен серьезный вызов. Летом Мансур официально возглавил движение, признавшись, что мулла Омар умер еще два года назад, однако ради общего блага он решил сохранить смерть лидера в тайне. Часть старейшин и полевых командиров увидели в действиях Мансура не заботу о процветании «Талибана», а личный интерес.
Желание раскольников показать свое радикальное отличие от экстремистов Мансура дошло до того, что они даже заговорили о правах женщин, чего ранее за талибами не замечалось. «Сейчас мы осознали, что в исламской системе должны соблюдаться на 100% все права человека – как мужчин, так и женщин», – заявил в интервью Би-би-си представитель талибов-оппозиционеров мулла Абдул Манан Ниази. По его мнению, Омар был убит Мансуром, поэтому признать над собой власть «вероломного» боевика он не может. Мулла призвал прекратить распри внутри афганского народа и осудил использование смертников против правительственных войск и мирных граждан. Ниази выразил недовольство бесчинствами талибов в Кабуле и захватом города Кундуз, поскольку эти действия «были предприняты лишь ради укрепления власти Мансура».
«Пришло время прекратить братоубийство. Давайте выясним, кто источник войны в Афганистане и как ее закончить», – сказал боевик, добавив, что новая «фракция» развернула бурную деятельность на севере страны, чтобы привлечь как можно больше сторонников и заручиться поддержкой населения. Впрочем, несмотря на относительно прогрессивные заявления, мулла подчеркнул, что пока американские и другие иностранные войска не покинут территорию государства, не может идти речи о полноценных мирных переговорах. Присутствие международного контингента – одна из немногих точек соприкосновения бывших братьев по оружию.
Избрание альтернативного лидера – лишь последний знак глубокого кризиса внутри «студенческого братства» («Талибан» в переводе с пушту – «студенты»). Одним из показателей утраченной идиллии стало отношение талибов к запрещенной в России экстремистской группировке «Исламское государство» (ИГ). Весной этого года ИГ и «Талибан» объявили друг другу священную войну. При этом часть талибов отказалась исполнять предписания джихада и, наоборот, присоединилась к ИГ.