Полиция ужесточила меры безопасности в аэропорту Шарм-эш-Шейха после крушения А-321. Фото Reuters
Россия обратилась к Федеральному бюро расследований с просьбой оказать экспертную помощь в расследовании крушения самолета А-321 авиакомпании «Когалымавиа» на Синайском полуострове. Это может свидетельствовать о том, что российские следователи столкнулись с трудностями в деле, пишут западные СМИ. Версия теракта, впопыхах отвергнутая Россией как несостоятельная, получает все больше подтверждений, и это серьезно может изменить характер операции в Сирии.
Собеседники New York Times утверждают, что Москва желает получить помощь в проведении экспертно-криминалистического анализа. Другие источники газеты замечают, что обращение носит «более общий характер». Ранее телеканал CBS опубликовал аналогичную информацию, добавив, что запрос Москвы свидетельствует, с какими трудностями столкнулись в деле российские следователи.
«Это абсолютно правильное решение. Когда «Курск» пошел ко дну, мы долго молчали, и это очень скверно закончилось. Сейчас потребовалось меньше времени, и это подтверждает курс на сотрудничество», – заметил в разговоре с «НГ» президент Института стратегических оценок Александр Коновалов.
Расшифровка черных ящиков пока не приблизила к установлению причин трагедии. Межгосударственный авиационный комитет провел предварительный анализ записей бортовых самописцев, но на пленке нет информации об отказе систем и агрегатов самолета.
Военные следователи из России изучают обломки самолета
«Когалымавиа». Фото Reuters |
Глава египетской комиссии по расследованию авиакастрофы Айман аль-Мукаддам рассказал на пресс-конференции в Каире, что на последней секунде записи был слышен посторонний шум, но не объяснил его характер. Тем временем телеканал France 2 со ссылкой на свои источники сообщил о звуке взрыва на записи бортового самописца, который не был связан с выходом из строя одного из двигателей.
Авиакатастрофа, произошедшая в районе Шарм-эш-Шейха 31 октября, унесла жизни 217 пассажиров и 7 членов экипажа. Запрещенная в России террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ) взяла на себя ответственность за катастрофу, однако версия теракта первоначально не являлась приоритетной, в Москве ее отвергли за «недоказанностью». Но по мере расследования эта версия становится все более обоснованной.
Глава МИД Великобритании Филип Хаммонд и премьер-министр Дэвид Кэмерон считают теракт «достаточно вероятным». Газета Telegraph пишет, что в переговорах террористов об авиакатастрофе на Синае, перехваченных британской разведкой, различим акцент, присущий жителям Лондона и Бирмингема. Джихадисты имеют опыт работы с электроникой, они тренировались на Синае, а потому могут быть причастны к трагедии. СМИ утверждают, что джихадисты готовят новые теракты на полуострове. После этого британские власти отменили авиасообщение с Египтом и начали эвакуацию подданных с Синая. По примеру Лондона полеты на Синай приостановили Ирландия, Нидерланды, а также авиакомпании Air France, Lufthansa, AirBaltic, Flydubai, Air Arabia и Emirates Airlines.
Президент США Барак Обама в интервью CBS также допустил, что «существует вероятность того, что на борту взорвалась бомба», и в Вашингтоне к этому относятся «очень серьезно». Переговоры террористов, перехваченные американской разведкой, подтверждают это предположение.
Телеканал NBC со ссылкой на свой информированный источник передает, что следствие рассматривает версии, что бомбу на борт самолета заложили наземные рабочие, операторы по обработке багажа или же другой персонал, и это осталось незамеченным из-за катастрофически низкого уровня безопасности в аэропорту. Associated Press отрапортовало о систематических нарушениях в работе аэропорта: неработающих сканерах, регулярных взятках при погрузке багажа. Еще хуже дела обстояли с досмотром транспорта, доставляющего еду и топливо. Вскоре после катастрофы директор аэропорта Абдель-Вахаба Али был переведен на другое место работы, но чиновники утверждают, что перестановки «никак не связаны с подозрениями в ненадлежащем обеспечении безопасности». Daily Mail со ссылкой на источник передает: египетские следователи на 90% уверены в теракте. «Показания (самописца. – «НГ»), так же, как звук с черного ящика, указывают на то, что это была бомба», – сказал анонимный собеседник.
Синайский полуостров остается главным очагом нестабильности в Египте: властям здесь противостоят вооруженные исламисты и бедуины. В июне 2015 года боевики признавшего себя крылом ИГ движения «Вилайята Синай» обстреляли аэропорт Эль-Гора. В августе этого года пассажирский лайнер Thomson Airways едва не был сбит ракетой в небе над Синаем, и эту информацию подтвердили Guardian британские чиновники.
В случае если версия теракта подтвердится, это может серьезно повлиять на действия России в Сирии, уверены западные аналитики. Так, Шашанк Джоши в статье для Financial Times (FT) пишет, что теперь президенту РФ Владимиру Путину действительно «придется заняться борьбой с ИГ, а не создавать видимость».
«История правления Путина предвещает жесткий ответ, если причиной падения самолета окажется теракт», – уверена Wall Street Journal. «Катастрофа самолета на Синае может являться расплатой за военную авантюру Путина в Сирии», – замечает Guardian и предрекает эскалацию военной операции в Сирии. Доктор Эндрю Фоксолл сказал Times, что теперь Москва наверняка сожалеет о полном прекращении обмена разведданными с западными странами.
Но эскалация конфликта может только больнее ударить по России, и Москве пора озаботиться поиском мирного решения в Сирии в сотрудничестве с западной и ближневосточной коалициями, уверены эксперты. «Надо подчеркнуть, что, когда мы начали операцию в Сирии, мы совершенно не представляли ни ее целей, ни средств достижения. Мы не подумали о том, как выйдем из этой войны. Декларированная задача победить ИГ, поддержка «законно избранного президента», легитимного лидера Башара Асада, изменение расстановки воюющих сил в Сирии – это недостижимые цели, и изменить расклад с помощью одного авиаполка невозможно», – обращает внимание Коновалов.
По его словам, в Сирии российская группировка включает 50 самолетов и вертолетов. «Когда США входили в Ирак, у них было более 700 самолетов; когда Европа закрыла воздушное пространство над Ливией – тоже значительно больше, чем у России, – сказал эксперт. – Путин может выбрать эскалацию конфликта в Сирии. Но даже если там будут два полка – это ничего не изменит. России следует искать решение сирийского конфликта в кооперации с другими странами, под мировым контролем. История знает множество примеров того, как мощное государство входило в бедную страну третьего мира с расчетом победить за две недели – и застревала на десятилетия. Если мы не сменим вектор не на эскалацию конфликта, не на усиление бомбардировок, а на поиск решения – Сирия станет для нас вторым Афганистаном».