На фото премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и председатель Европейского Совета Дональд Туск. Фото Reuters
На этой неделе премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон изложит свои требования, касающиеся реформы ЕС, которую Лондон лоббирует в связи с приближающимся референдумом по вопросу о членстве страны в интеграционном объединении. Это будет сделано в виде письма председателю Европейского Совета Дональду Туску. Первое обсуждение этих предложений состоится на саммите ЕС в середине декабря. По данным источников в Брюсселе, почва для компромисса уже в основном подготовлена.
Министр финансов Великобритании Джордж Осборн в понедельник посетил Германию, где встретился с немецким коллегой Вольфгангом Шойбле и вице-канцлером Зигмаром Габриэлем. Миссия британского гостя – изложить требования Соединенного Королевства по защите лондонского Сити.
В частности, правительство Кэмерона тревожит углубляющаяся интеграция еврозоны. Великобритания опасается, что окажется отстранена от политических решений в финансовой сфере и это нанесет удар по ее банковскому сектору.
Более широкий список требований будет озвучен самим Кэмероном в письме Туску. По данным дипломатических источников, Еврокомиссия (ЕК) сделает ставку на быстрый компромисс, позволяющий избежать изменения договорной базы ЕС и продолжительных политических прений. Согласно этим сведениям, Брюссель выдвинет юридически обязывающие решения, снимающие озабоченности Великобритании и в то же время приемлемые для 27 остальных членов.
Предложения ЕК в общих чертах уже известны. Они касаются четырех ключевых озабоченностей Великобритании – конкурентоспособности, суверенитета, интеграции еврозоны и миграции. Брюссель собирается: дать национальным парламентам больше полномочий для блокирования или правки законодательных инициатив ЕС; разъяснить смущающую Лондон формулировку о «все более тесном союзе»; предоставить странам ЕС, не входящим в еврозону, гарантии участия в экономической политике единого валютного пространства через Совет ЕС; наконец, ужесточить ограничения на свободу передвижения рабочей силы для будущих членов ЕС (сейчас они действуют семь лет, но этот срок может быть увеличен, например, до 20 лет).
Такие намерения создают благоприятную почву для примирения Лондона и Брюсселя. Острые дебаты скорее всего развернутся только по миграционной теме. ЕК поможет Великобритании убедительно разыграть подготовленную для собирающейся на референдум публики пьесу. Так, по данным источников, председатель ЕК Жан-Клод Юнкер предостерег Кэмерона от детального изложения требований в письме Туску: если какая-то из деталей не подтвердится, британского лидера выставят не заслуживающим доверия слабаком.
В дипломатических сферах утверждают: ЕК хочет повторить сценарий, который избрала, когда в 1992 году Дания на референдуме отвергла присоединение к Маастрихтскому договору. Для Копенгагена было сделано четыре юридически обязывающих исключения. Это привело к успешной ратификации в 1993 году. Возможно, поэтому двумя ключевыми фигурами переговорного трека с брюссельской стороны станут Юнкер и генсек Совета ЕС Джепп Транхольм-Миккельсен, в то время работавший в МИД Дании. Они займутся реинтерпретацией Лиссабонского договора. «Прецедент есть и есть ощущение, что это можно проделать вновь», – сказал источник.
Интересно, что на днях Кэмерон заявил о неприятии норвежской модели отношений с ЕС. Осло, по его словам, подчиняется Брюсселю в таких вопросах, как миграция, но не участвует в принятии решений, не являясь членом ЕС.
Профессор Университета Страдклайд (Глазго) Ричард Роуз предупредил о трудностях. «Британский премьер осознал, что не успеет получить существенных уступок от Брюсселя, – считает он. – Чтобы избежать необходимости признавать поражение, он не торопится озвучивать изменения, которые считает существенными для призыва голосовать за сохранение членства в ЕС. Эта тактика рассчитана на внутреннее потребление и призвана дать Кэмерону возможность выдать любые уступки за те, которых добивался изначально, какими бы ограниченными они ни оказались». Британский лидер попытается представить любой итог переговоров как собственный триумф, но, по мнению Роуза, столкнется с ожесточенным сопротивлением консервативных кругов.
Брюссель