Лавров и Керри договорились действовать в Сирии в тесном контакте со спецпосланником ООН де Мистурой. Фото Reuters
В конце минувшей недели в Вене состоялся очередной раунд переговоров по сирийскому вопросу. Хотя прорывных решений принято не было, эксперты позитивно оценивают его итоги. США и Россия едины в стремлении разрешить конфликт дипломатическим путем при участии ООН. В то же время Вашингтон активизировался и в военном плане.
Двухдневные переговоры при участии почти 20 делегаций завершились согласованием коммюнике. Представители ООН, России, США, ЕС, Ирана, ОАЭ, Катара и других стран подтвердили единство, территориальную целостность и светскость Сирии; сохранение госинститутов и желание ликвидировать террористические группировки. Спецпосланник ООН Стаффан де Мистура выразил надежду, что участники переговоров «могут подтолкнуть правительство и оппозицию Сирии сесть за стол переговоров».
Глава МИДа Сергей Лавров заявил, что итогом политического процесса должно стать создание структуры для подготовки новой Конституции и проведения выборов в Сирии «при активном вовлечении и контроле ООН». На совместной пресс-конференции Лавров и госсекретарь США Джон Керри заявили, что сохраняющиеся разногласия относительно роли президента Сирии Башара Асада не помешают урегулированию конфликта.
«Я оцениваю результаты переговоров положительно. Главный итог заключается в том, что произошло объединение усилий России и США с примкнувшими к ним государствами. Среди решений, на которые стоит обратить особое внимание, – стремление сохранить Сирию в качестве единого светского государства, – заявил «НГ» президент Института религии и политики Александр Игнатенко. – В переговорах, которые можно назвать венским процессом (по аналогии с женевским), камнем преткновения оставался вопрос будущего Асада. Но эта проблема принципиальна не для США, Ирана или России, а для Саудовской Аравии, Турции и Катара, и, несмотря на попытки «отформатировать» венский процесс и создать альтернативную контактную группу «друзей Сирии», этот вопрос остался отложенным».
Одновременно с активизацией дипломатических усилий США расширили военное участие в Сирии. СМИ ранее анонсировали переброску спецназа в Сирию и Ирак, теперь Барак Обама санкционировал отправку 50 инструкторов, которые не будут участвовать в боях. Комментируя сообщение, Лавров напомнил, что Москва выступает за проведение операций в Сирии только по согласованию с ООН или властями страны.
«США не заинтересованы в увеличении военного участия по внутри- и внешнеполитическим причинам, и в обозримом будущем Вашингтон не станет нарушать те обязательства и обещания, которые давал в ходе подготовки венского процесса. Белый дом ограничится отправкой советников, которые нужны, чтобы координировать вооруженные акции и удары по Ракке, которая фактически является столицей ИГ», – заметил Игнатенко.
Члены Демократической партии – сенаторы Крис Мерфи, Брайан Шатц, Мартин Хайнрих – раскритиковали решение президента, заявив, что у Обамы «нет четкой стратегии» на Ближнем Востоке и он затягивает операцию в Сирии. И это находит косвенное подтверждение: если ранее США поставляли оружие курдам, то теперь объявили, что не намерены передавать боеприпасы напрямую бойцам Сил народной самообороны Сирийского Курдистана.
Вашингтон надеется потушить сирийский пожар не только советами и переговорами, но и деньгами. Белый дом выделил еще 100 млн долл. в помощь сирийским оппозиционерам, заявил заместитель госсекретаря США Энтони Блинкен. Таким образом, объем финпомощи, выделенный Сирии с 2012 года, вырос до 500 млн.