Солдат правительственной сирийской армии на боевом дежурстве. Фото Валерия Шарифулина/ТАСС
В столице Австрии вчера стартовали международные переговоры по сирийской проблеме. В течение двух дней представители России, США, Западной Европы, Саудовской Аравии, Ирана, Египта, Турции и других стран обсуждают пути политического урегулирования в Сирии и вопрос об отставке Асада пока не рассматривают. Россия одержала вторую дипломатическую победу, не только пролоббировав участие Ирана, но и добившись продления полномочий сирийского лидера.
До последнего момента эксперты сомневались, что Иран пригласят к переговорам в Вене, однако глава МИД Ирана Джавад Зариф все же присоединился к встрече. Генсек ООН Пан Ги Мун приветствовал это решение, заявив, что Тегеран должен играть важную роль в дискуссиях по Сирии.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини добавила, что лично звонила Зарифу и настояла на его приезде в Вену.
Однако остается открытым вопрос, будут ли сотрудничать Тегеран и Эр-Рияд и поддерживает ли Иран принципы, изложенные в Женевском коммюнике от 2012 года. Эр-Рияд подчеркивал, что никогда не будет участвовать в переговорах с Ираном, но после консультаций с Вашингтоном изменил свой подход. Европейский источник, побывавший в Иране, пришел к выводу, что Тегеран сейчас желает сосредоточиться на вопросе отмены наложенных на него санкций, пишет Washington Post.
Кроме того, утверждает газета, в Тегеране опасаются, что Россия может его подставить в сирийском вопросе. Но это предположение выглядит неубедительным. Иран и Россия находятся в тесном союзе. По данным Fox news, транспортные самолеты России последние 10 дней помогают доставлять иранское оружие в Сирию, что противоречит резолюции Совбеза ООН о введении вооруженного эмбарго против Ирана.
Эксперты увидели в участии Ирана в переговорах крупную победу российской дипломатии. Однако по мнению заслуженного деятеля науки РФ Георгия Мирского, здесь не все так однозначно. «Это заслуга западных дипломатов, которые оказались достаточно умны, чтобы проявить здравый смысл, и осознали: от присутствия иранского министра никакого вреда не будет, потому что Тегеран и Москва выступят скоординированно. Иран больше не представляет такой угрозы, как раньше: переговоры по ядерной программе успешно завершились, опасности войны нет, и Запад может позволить себе широкие жесты, проявить более мягкую позицию и перестать упираться. Но в наших глазах это выглядит как победа Москвы: Россия настояла и показала, что она не изгой, а находится в центре мировых событий», – сказал эксперт в беседе с «НГ».
Ключевой момент венских переговоров заключается в том, что западные и арабские лидеры не будут обсуждать отставку президента Сирии Башара Асада, а именно этот вопрос оставался камнем преткновения, пишет Washington Post. Предваряя встречу, Россия и США указывали, что у них есть разногласия по вопросу, когда должен закончиться сирийский переходный период: с отставкой Асада или нет. Но источник газеты добавил, что уход Асада – «это вопрос конкретики» и до этого времени еще нужно дожить.
Госсекретарь США Джон Керри возлагает большие надежды на венскую встречу: «Это самая многообещающая возможность для политического прогресса, что мы видели за последние годы».
Однако эксперты осторожней оценивают результаты форума. «В Вене ни о чем конкретном не договорятся. Свободная сирийская армия (ССА) и «Братья-мусульмане», воевавшие с Асадом задолго до появления «Исламского государства» (ИГ – запрещенная в России террористическая группировка. – «НГ»), не желают идти на уступки, потому что это будет означать, что их война была бессмысленной», – полагает Мирский.
Сирийские повстанцы по-прежнему не желают вести переговоры с Москвой и выступают против дальнейшего пребывания Асада у власти. По данным New York Times, Россия вышла на контакт с группировкой «Таджамму Алезаах» в Хаме (именно этот регион сильнее всего пострадал от налетов ВКС РФ), но лидер движения Джамиль Салех отклонил предложение о переговорах. Однако и повстанцы понимают, что война не может длиться вечно. Так, представитель ССА Абу Джад признал, что, хотя сегодня нет консенсуса между командирами, «все войны рано или поздно заканчиваются за столом переговоров».
Как бы то ни было, на Западе по-прежнему сильны убеждения, что без его участия Россия успеха не добьется. Заместитель госсекретаря США Энтон Блинкен в интервью France 24 заявил, что, хотя Москва и нанесла более 800 авиаударов, «она может уберечь Асада от потерь, но не может победить ИГ». В то же время Блинкен признал, что уход Асада не стоит в ближайшей повестке дня.
Тем временем Могерини страшит Россию призраком Афганистана в Сирии: «Полагаю, Россия осознает, что если она не будет наравне со всеми напряженно работать над тем, чтобы начался политический процесс передачи власти, она рискует угодить в Сирии в ловушку по афганскому сценарию», пишет Guardian. Дипломат добавила, что иначе Россию будут воспринимать как участника суннитско-шиитского раскола.