Джоко Видодо и Барак Обама ударили по рукам, договорившись о присоединении Индонезии к ТТП. Фото Reuters
Президент Индонезии Джоко Видодо, завершающий сегодня визит в США, заявил о намерении своей страны присоединиться к Транстихоокеанскому партнерству (ТТП). Таким образом, Вашингтон, заинтересованный в расширении новой зоны свободной торговли – проекта, успешная реализация которого входит в число приоритетов американской внешней политики, заручился поддержкой одного из ключевых региональных игроков. Теперь Джакарте предстоят масштабные экономические реформы.
На зону свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), договоренность о создании которой была достигнута 12 странами в начале октября, приходится 40% мировой экономики и треть торговли. Теперь масштаб ТТП будет еще более внушительным: едва появившись на свет, объединение принимает нового участника. «Индонезия – открытая экономика. Имея 250-миллионное население, мы являемся крупнейшей экономикой в Юго-Восточной Азии, – сказал Видодо, принятый в понедельник в Белом доме. – Индонезия намерена присоединиться к ТТП». ВВП Индонезии – четвертой экономики Азии – составляет 1 трлн долл., страна входит в «большую двадцатку».
Наблюдатели уже назвали решение Видодо политической победой президента США Барака Обамы. Вашингтон – основной лоббист ТТП – приветствовал планы Джакарты. «Как мы и говорили изначально, предполагается, что ТТП станет открытой платформой, к которой потенциально могут присоединиться страны, способные и готовые соответствовать стандартам соглашения», – пояснил торговый представитель США Майкл Фроман. Но для соответствия упомянутым стандартам Индонезии необходимо проделать большую работу. По словам Фромана, препятствием для иностранных компаний являются бюрократическая волокита, барьеры в виде многочисленных локальных требований к товарам, ограничения для импорта и экспорта продукции, слабая защищенность интеллектуальной собственности.
Намерение присоединиться к ТТП является частью более широкой программы Видодо, который ведет борьбу с местными элитами за оздоровление экономики страны, где безработица среди молодежи составляет более 20%, а приток капитала блокирует своего рода «экономический национализм». После того как темпы роста ВВП во втором квартале этого года замедлились, а курс индонезийской рупии летом сильно упал, президент провел перестановки в команде, отвечающей за экономическую политику.
«После присоединения к ТТП для Индонезии откроются более развитые рынки США и Канады, – отметил в беседе с «НГ» сотрудник Государственного университета Чэнгун (Тайвань) Михаил Рыжиков. – Однако Джакарта должна усовершенствовать свои юридические нормы до уровня стран – членов партнерства. Это будет плюсом для внутреннего роста в долгосрочной перспективе, но связано с трудностями с учетом настроений сегодняшней индонезийской элиты. Индонезия с большой степенью вероятности станет членом новой зоны свободной торговли в АТР, так как участие этой страны отвечает интересам Вашингтона. Ведь ТТП – логическое продолжение политики США по сохранению контроля над Тихоокеанской зоной».
Все указывает на то, что расширение ТТП продолжится. Так, о желании присоединиться к зоне свободной торговли ранее заявили Филиппины. Членству Манилы в партнерстве мешает ее Конституция, ограничивающая иностранное участие в некоторых секторах промышленности 40%. Сейчас парламент страны близок к преодолению этого барьера.
18–19 ноября именно в Маниле пройдет саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), объединяющего 21 страну. Все участники ТТП – члены АТЭС. По прогнозам экспертов, страны АТЭС, которые пока остаются за бортом ТТП, на этом форуме подвергнутся активной агитации со стороны США с целью вовлечь их в новое торговое объединение. Мечта Вашингтона – максимально расширить крупнейшую в мире зону свободной торговли, в идеале – до размеров самого АТЭС, считает американский журнал Counter Punch.