Фото Reuters
Через два дня после венской встречи по Сирии президент Башар Асад выразил готовность к изменению Конституции, проведению свободных парламентских и досрочных президентских выборов. Об этом он объявил в беседе с членами парламентской делегации из России. Однако эксперты ставят под сомнение легитимность голосования и задаются вопросом, на кого оно будет ориентировано.
Заявление Асада прозвучало вскоре после того, как глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью телеканалу «Россия-1» призвал власти Сирии готовиться к парламентским и президентским выборам. В оппозиционной Свободной сирийской армии (ССА) слова Лаврова расценили как попытку сохранить Асада у власти: оппозиция категорически против очередного выдвижения действующего президента.
Руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александр Шумилин задается вопросом, на кого ориентированы будущие выборы, и ставит под сомнение легитимность голосования, которое будет проведено лишь на 15–17% территории страны, подконтрольной правительству. «На кого рассчитаны выборы, с каким набором кандидатов их удастся провести? Теоретически предполагается, что участвовать будут кандидаты от всех «патриотически настроенных групп оппозиции». Ясно, что это жест политического характера, и стоит толковать его не в прямом смысле (как призыв к проведению выборов), а как заявление о готовности Асада к отставке, как жест, что он не держится за кресло», – сказал эксперт в беседе с «НГ».
Ситуация в Сирии и война с запрещенной в России террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ) стали основной темой в рамках переговоров в Вене, состоявшихся в минувшую пятницу. В австрийской столице встретились госсекретарь США Джон Керри, главы МИД России Сергей Лавров, Саудовской Аравии – Адель аль-Джубейр, Турции – Феридун Синирлиоглу и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини.
Дипломатам так и не удалось прояснить будущее Асада, но они договорились искать политическое решение конфликта в соответствии с планом «Женева-1», разработанным еще до появления ИГ в 2012 году. Коммюнике предполагает создание переходного органа исполнительной власти с участием оппозиции, который займется разработкой новой Конституции. Стороны могут продолжить переговоры 30 октября, но уже в более широком составе: Лавров настаивает на привлечении к переговорам Ирана, Иордании, Египта, Катара и ОАЭ. Керри не исключил привлечения Ирана и Иордании, но и не поддержал предложение напрямую. Могерини допустила, что «Иран может быть частью процесса».
Однако эксперты сомневаются в этом. «Я не верю в возможность присоединения Ирана к переговорам, но для баланса коалиция может решить не привлекать Иорданию. Не надо преувеличивать заявлений Аммана: он придерживается солидарной общеарабской позиции, хотя и может делать широкие жесты», – сказал Шумилин, комментируя готовность Иордании к совместным с Россией воздушным операциям в Сирии.
После встречи в Вене Керри посетил Иорданию, а затем Саудовскую Аравию, где встретился с королем Сальманом и договорился об увеличении поддержки воющим в Сирии повстанцам. И Эр-Рияд, и Вашингтон выступают за отставку Асада. Официальный представитель Белого дома Эрик Шульц назвал «контрпродуктивными» переговоры Асада и Путина в Москве. Замглавы пресс-службы Госдепа США Марк Тонер подчеркнул, что Вашингтон считает «нежизнеспособным сирийский режим» и Асаду «следует уйти, чтобы могло возникнуть переходное правительство». Министр обороны США Эштон Картер уверен, что Россия занимается исключительно «оказанием поддержки режиму Асада», что приводит к разжиганию гражданской войны.
Как бы то ни было, даже на Западе прекрасно понимают, что приложили руку к появлению ИГ. Бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр в интервью CNN признал, что вторжение войск западной коалиции в Ирак стало одной из главных причин появления ИГ. Он также принес извинения за просчеты в работе разведки.
Россия предлагала сирийским повстанцам из ССА координировать с Москвой действия против ИГ, но получила отказ. Представитель ССА Ахмед Сауд заявил, что Россия «не может сотрудничать с повстанцами и одновременно поддерживать режим Башара Асада». Пока Запад, Россия и повстанцы не могут договориться о совместной борьбе с джихадистами, ИГ и боевое крыло «Аль-Каиды» в Сирии – группировка «Джебхат ан-Нусра» – общим фронтом двинулись на Хаму. За последние дни в Сирии были убиты сразу четыре высокопоставленных офицера иранского Корпуса стражей исламской революции, воюющего на стороне Асада. Тем временем бойцы ССА ликвидировали одного из лидеров группировки «Джебхат ан-Нусра» Абу Сулеймана аль-Масри в районе Алеппо.