Хиллари Клинтон обошла своих соперников в искусстве красноречия и знании политических реалий. Фото Reuters
Во вторник вечером в Лас-Вегасе состоялись первые теледебаты претендентов в кандидаты от Демократической партии на президентских выборах 2016 года. Основная дуэль развернулась между лидерами гонки – сенатором Берни Сандерсом и экс-госсекретарем Хиллари Клинтон, которая пообещала дать отпор России.
Наблюдатели не ожидали, что полемика Клинтон и Сандерса будет столь острой. Бывшая глава Госдепа раскритиковала сенатора за то, что он дал слабину в борьбе с Национальной стрелковой ассоциацией, которая отстаивает право граждан на оружие, и назвала нереалистичными посулы политика, позиционирующего себя как социал-демократа и сторонника щедрых госпрограмм.
«Мы не Дания», – многим комментаторам очень запомнилась эта ее фраза. Сандерс в ответ негативно отозвался об идее Клинтон создать бесполетную зону в Сирии и припомнил ей голосование в 2002 году в поддержку иракской кампании – «самого большого внешнеполитического промаха в истории страны».
Блогеры, комментаторы и пользователи соцсетей присудили Клинтон чистую победу на дебатах. По мнению онлайн-журнала Slate, когда речь зашла о внешней и военной политике, выдающегося выступления не получилось ни у одного из участников. Однако Клинтон все равно не было равных: сказался опыт работы на посту госсекретаря. А ее соперники часто «плавали» в том или ином вопросе. Правда, изданию показался лишенным содержания ее ответ на вопрос о том, как она отреагировала бы на операцию Владимира Путина в Сирии. Клинтон заявила, что дала бы отпор его «задиристому» поведению и крайне четко донесла бы до него мысль о недопустимости российского присутствия в Сирии, которое только усугубляет хаос. Она приветствовала попытки администрации Барака Обамы наладить диалог с Москвой и создать буферные зоны. «Мы обязаны более уверенно заявить о своих лидирующих позициях», – отметила политик.
Эксперты отметили разительное отличие демократических дебатов от республиканских. Последние в основном строились вокруг личных уколов, острот и язвительных замечаний. Демократам же удалось сосредоточиться на конкретных проблемах, включая изменение климата, возобновляемые источники энергии, доступность образования, здравоохранение, гражданские права, состояние инфраструктуры, социальное неравенство, повышение зарплат и главные угрозы нацбезопасности США.
Клинтон бьет тревогу по поводу ядерного распространения. По мнению Сандерса, опасность номер один – изменение климата. Бывший губернатор Мэриленда Мартин О’Мэлли и экс-губернатор Род-Айленда Линкольн Чейфи назвали основным вызовом ситуацию на Ближнем Востоке, в том числе подъем джихадизма. А бывший сенатор Джим Уэбб, разыгрывающий карту демократического супер-ястреба, предупредил о проблемах в отношениях Вашингтона и Пекина и обратил внимание на кибервойну и кризис в Южно-Китайском море.
Между тем претендент в кандидаты от Республиканской партии Джеб Буш во вторник в интервью Reuters по вопросам внешней политики обещал, если станет президентом, выработать более жесткий подход в рамках противостояния с Россией. По сути, используя термины Клинтон, он назвал Путина «задирой» и «сообразительным соперником», воспользовавшимся вакуумом в сирийском кризисе. Буш намерен вместе с Европой расширить санкции в отношении Москвы: «Что с ним (Путиным. – «НГ») делать? Противостоять ему на его же условиях, не создавать еще более враждебной обстановки, а просто сказать, что у его действий будут последствия».
Старший научный сотрудник Центра евро-атлантических и оборонных исследований Российского института стратегических исследований Сергей Михайлов пояснил, что Клинтон – идейный противник РФ. Еще в конце своего срока на посту госсекретаря она позволила себе много категоричных высказываний: Россия движется к новому изданию СССР, США должны сделать все возможное, чтобы помешать интеграции евразийского пространства вокруг Москвы.
У Буша, продолжил эксперт, несколько иной кругозор, чем у профессиональных вашингтонских политиков. Впрочем, его умопостроения пока не так интересны, поскольку на данном этапе шансы политика дойти до финала не слишком велики. Что касается пока не вступившего в гонку вице-президента США Джозефа Байдена, который тоже занимает очень жесткую позицию в отношении РФ, то и его позиция отличается от враждебности Клинтон. Байден намного более восприимчив к реалистическим аргументам, чем экс-госсекретарь.
В целом, по словам Михайлова, негативное отношение к России свойственно американскому политическому классу как таковому: «Причиной этого является отсутствие активного лобби у Москвы в США и прочной экономической базы между странами. Из-за этих факторов развитие двусторонних отношений носит скачкообразный характер и состоит из постоянных взлетов и падений. Этим российско-американские связи отличаются от американо-китайских, которые не страдают от подобных «перепадов настроения»: несмотря на большое число острых противоречий, стороны имеют мощную экономическую базу для выстраивания отношений».
Эксперт обратил внимание «НГ» на то, что не все участники президентской гонки одинаково негативно настроены в отношении РФ: «Широко известно, что миллиардер Дональд Трамп – лидирующий претендент в кандидаты от Республиканской партии – заявляет, что сможет найти общий язык с Путиным в отличие от «слабака» Обамы. При этом он не просто эпатирует публику, желая отличиться от остального истеблишмента, но, видимо, как опытный пиарщик, уверен в том, что такой подход не пойдет ему во вред и публика адекватно воспримет подобные заявления».