Самая свежая информация о результатах авиаударов по исламистам поступает из Национального центра управления обороной РФ. Фото РИА Новости
Российская авиация продолжает наносить ракетно-бомбовые удары по позициям исламистов в Сирии. Судя по данным объективного контроля, которые в режиме онлайн представляет Национальный центр обороны, и по нервной реакции Запада, удары эти действительно точечные и, что особо примечательно, точные, в смысле – эффективные. Чем, например, не может похвастаться западная коалиция, выполнившая более 7 тыс. бомбометаний и ракетных пусков, но так и не остановившая триумфальное наступление группировок «Исламского государства», запрещенных российским законодательством.
О достаточно высокой боевой эффективности действий Воздушно-космических сил (ВКС) России свидетельствует и тот факт, что боевики стали оставлять свои позиции и искать убежище за пределами театра военных действий (ТВД), например, в Турции и Иордании. Другой вопрос, что результаты боевой деятельности ВКС РФ пока что не подкрепляются активными действиями на сухопутном фронте и успех, достигнутый авиаударами, насколько можно судить по информационным сводкам, практически не используется.
Почему так? Россия уже заявила, что не планирует наземную операцию в Сирии. Что же касается армии Башара Асада и его союзников – курдов, иракцев и так называемых добровольцев из Ирана, то здесь возможны варианты. Не исключено, что решение о бомбардировках принималось в Москве так быстро (и к тому же скрытно), что потенциальные союзники просто не успели подготовиться. Другой вариант – военно-техническая слабость вооруженных сил Дамаска, которые за четыре года противостояния исламскому интернационалу потеряли добрую половину личного состава и боевой техники.
В результате довооружать Башара Асада приходится в оперативном порядке – в последнее время турецкая сторона отмечает весьма интенсивное движение российских транспортов (по всей видимости, с оружием и боевой техникой) через черноморские проливы. Но восторга официальной Анкары при этом как-то не наблюдается. Скорее наоборот – прочитывается явное неодобрение. Что, в общем-то, неудивительно, поскольку боевая активность России на Ближнем Востоке ставит под сомнение реализацию геополитических планов не только Турции, но и всего западного мира.
СТРАННАЯ ВОЙНА
Надо быть безгранично наивным, чтобы верить, будто бы так называемая арабская весна, докатившаяся в конце концов и до Дамаска, затевалась исключительно из благих намерений демократизировать Азию и Африку. Более того, уже не секрет, что вирус «Аль-Каиды», да и вирус «Исламского государства» были выращены где-то в тайных лабораториях Лэнгли. Причем свалить Башара Асада – промежуточная задача. Главная цель – создать в так называемом южном подбрюшье России такое геополитическое образование, которое стало бы намного опаснее американских военных баз в Восточной Европе и странах Балтии. Ну а для того, чтобы придать процессу более приличествующий вид, весь этот сброд нарекли Свободной армией Сирии (САС).
Но, как оказалось, вести себя прилично исламские радикалы не умеют – начали на камеру отрезать головы и местами даже кое-где вышли из подчинения. В общем, чтобы не потерять лицо, американцам пришлось как-то отреагировать и объявить войну «Исламскому государству». Но война получилась какой-то странной: за два года были истраченны тысячи тонн тротила, а «Исламскому государству» хоть бы хны – одерживало победу за победой и уже контролирует большую часть Сирии и значительные территории в Ираке.
Безусловно, в Москве понимали, к чему все это идет и что Башар Асад, как бы к нему ни относились, единственная реальная сила, которая хоть как-то противостоит радикальному исламу на Ближнем Востоке. И если его не подержать сейчас, не исключено, что уже завтра России пришлось бы воевать с «Исламским государством» где-нибудь в районе Астрахани.
Причем решение о начале бомбардировок позиций исламистов в Сирии было принято даже с некоторым запозданием. Можно сказать, что в самый последний момент, потому что, как стало известно, у западной коалиции, которой командует США, было заготовлено решение по примеру Ливии объявить над Сирией бесполетную зону. Это означает, что сирийское небо оказалось бы закрытым для российской авиации, а Башару Асаду была бы уготована судьба Муаммара Каддафи.
Но случилось так, как случилось. И, в отличие от западной коалиции, Россия теперь действует в Сирии на законных основаниях – по официальной просьбе Дамаска. Причем, как уже отмечалось, действует достаточно эффективно. По крайней мере что касается авиаударов.
НА ИНФОРМАЦИОННОМ ФРОНТЕ
Бывают такие случаи, когда действительно лучше молчать, чем говорить. Британское издание Financial Times, сообщившее, будто военное вмешательство России в сирийский конфликт было предопределено планами Запада создать над Сирией бесполетную зону – якобы руководство западной коалиции было близко к достижению договоренностей о том, чтобы закрыть небо для сирийской авиации, – явно пренебрегло этим золотым правилом. Если пассаж о бесполетной зоне не попытка постфактум исказить истинные цели Москвы в конфликте на Ближнем Востоке, то получается, что настоящий враг Запада на сирийском ТВД все-таки не «Исламское государство», а именно Дамаск, который де-факто является главным противником исламистов на сухопутном фронте. Достаточно было прижать авиацию Башара Асада, которая и без того не слишком активна, к земле, и радикалы получили бы полное военное превосходство.
Россию такой вариант, конечно же, не устроил бы, тут и рассуждать нечего. Но никто не ожидал, что Москва будет действовать столь решительно и смешает все карты…
Хотя приходится признать, что растерянность Запада, в первую очередь США, после начала российских бомбардировок прошла достаточно быстро. На первых порах Белый дом, хоть и сдержанно, приветствовал присоединение России к борьбе с исламистами и даже вроде как смирился с тем, что Москва будет действовать самостоятельно. Но вскоре США откорректировали свою позицию. «Честно говоря, пока что мы видим российское решение предпринять военные действия в Сирии и вмешаться в гражданскую войну между Асадом и умеренной оппозицией. Мы прямо рассматриваем это как стратегическую ошибку», – заявил представитель Госдепа США Марк Тонер.
Экипаж российского бомбардировщика готовится к выполнению боевой задачи. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ |
Было бы хорошо, если бы господин Тонер еще подсказал, как отличить на поле боя эту самую умеренную оппозицию от боевиков «Исламского государства». Вряд ли американцы на это сами способны, поскольку, как показывает опыт, подготовленные ими бойцы Свободной армии Сирии (САС) в массовом порядке и с полученным оружием в руках обычно сразу же из центров подготовки уходят к исламистам. Тем не менее и верховный главнокомандующий Армии США Барак Обама делает на эту фантомную армию большие ставки.
По сообщению New York Times, президент Обама, подвергнутый республиканцами и экс-госсекретарем США Хиллари Клинтон острой критике за бездействие, в ближайшее время намерен инициировать генеральное наступление сил коалиции во главе с Америкой на сирийский город Ракка – фактическую столицу «Исламского государства». Как отмечается, в ходе проанонсированной сухопутной операции ставка будет сделана на 20 тыс. курдских ополченцев и около 5 тыс. бойцов умеренной сирийской оппозиции, которые «получат поддержку авиации коалиционных сил». С «умеренными» все понятно – трудно делать ставку на то, чего не существует в природе. С курдами тоже вопрос. Башара Асада они не жалуют, но вынуждены действовать против исламистов с ним заодно. А вот о чем они могут договариваться с американцами, если ближайший союзник США, Турция, время от времени утюжит курдов бомбами и артиллерией, не очень понятно.
Кстати о Турции, которая уже подключилась к информационной войне против России. В первую очередь речь идет об излишне нервной реакции Анкары на эпизоды, когда наши самолеты на какие-то секунды случайно залетели в турецкое воздушное пространство. По этому поводу МИД Турции уже дважды вызывал на ковер нашего посла. Пришлось отчитаться и официальному представителю Минобороны генерал-майору Игорю Конашенкову, который четко доложил: «Данный инцидент – следствие неблагоприятных погодных условий в этом районе (в районе аэродрома Хмеймим, откуда действует наша авиация. – «НВО»). Не следует здесь искать какие-то конспирологические причины». А вот с турецкой стороны некоторый конспирологический момент присутствует, поскольку партия, к которой принадлежит президент Реджеп Эрдоган, – те же «Братья мусульмане», только вид сбоку, и этих самых «братьев» в «Исламском государстве» хоть отбавляй. Кто способен сохранить выдержку, когда российская авиация прицельно бьет по своим?..
И вообще, сбить наших пилотов с прицела стараются разными способами. Например, идут активные разговоры о том, что в зоне конфликта со дня на день появятся современные системы ВПО (что, к сожалению, не исключено). Более того, в киберпространстве уже появились фото якобы сбитых российских самолетов. А пока подтверждений нет, различные эксперты, в том числе и наши соотечественники, распространяют слухи, будто бы вооружение у нашей авиации устаревшее и неэффективное.
Правда, по картинке, на которой изображены горящие танки исламистов, этого не скажешь. Скорее всего здесь могли быть применены авиационные кассеты РБК-500У, снаряженные самоприцеливающимися боевыми элементами (СПБЭ). Над зоной сосредоточения бронетехники из кассеты рассеиваются 15 суббоеприпасов. Как только инфракрасный датчик СПБЭ обнаруживает цель, происходит команда на подрыв боевой части – и в сторону цели со скоростью метеорита выстреливается килограммовый кусок меди. Никакая динамическая защита не спасет! Причем боеприпасу этому действительно уже больше 20 лет. Но он постоянно модернизировался (см. «НВО» от 05.09.08) и, как можно было убедиться, неплохо справляется со своей разрушительной задачей.
ПОСЛЕ БОМБЕЖКИ
Есть мнение, что Западу подходит любое развитие ситуации на Ближнем Востоке. Если бы Москва не вмешалась и исламистам дали возможность разгромить армию Башара Асада (считалось, что до падения Дамаска остались считаные месяцы), следующей целью «Исламского государства» стала бы Россия. Впрочем, и вариант, когда Россия втянулась в ближневосточную войну, тоже вполне устраивает США и их партнеров. Уже очевидно, что боевые действия на сирийском ТВД быстро не закончатся и материальные затраты, с учетом санкций и состояния российской экономики, будут чувствительными. Насколько – это напрямую зависит от того, как быстро удастся довести до необходимого уровня боеспособность сирийской армии и региональных формирований, которые поддерживают Дамаск. Нельзя не учитывать и тот факт, что Запад, конечно же, будет вставлять нам палки в колеса при первой же возможности. А то, что мы не партнеры на этой войне и никакой коалиции по примеру антигитлеровской не получится, это уже исторический факт.
Впрочем, пока в Сирии обстановка столь неопределенная, уходить из нее России нет никакого резона. По крайней мере в обзримой перспективе. Во-первых, как только Сирия останется без нашей поддержки, все повторится – если не «Исламское государство», то террористическое образование с другим названием (с каким именно – на Западе придумают!) постарается взять реванш. Во-вторых, после того, как в Сирии наряду с почти заброшенным пунктом материально-технического обеспечения в Тартусе по воле обстоятельств образовалась еще и наша мощная авиабаза, у России появилась реальная возможность контролировать если не все Средиземноморье, то уж точно его восточную часть. И пока что ничего другого 6-му флоту США в этом регионе мы противопоставить не можем.