Желающие зарегистрироваться просители убежища в Берлине выстраиваются в гигантские очереди. Фото Reuters |
На встрече министров внутренних дел и юстиции ЕС 8–9 октября в Люксембурге один из главных вопросов – повышение эффективности процедур по депортации нелегальных мигрантов. В проекте коммюнике говорилось о заключении выдворяемых под стражу во избежание побегов, штрафах для стран, которые будут недостаточно эффективно исполнять решения Еврокомиссии (ЕК), а также политике кнута и пряника в отношении африканских и азиатских стран, которые должны забрать своих экономических мигрантов.
В британской прессе появилась информация о некоем секретном плане ЕС, предусматривающем депортацию 400 тыс. нелегалов, не имеющих права на политическое убежище.
Представить такую гигантскую высылку трудно, хотя масштабы уже не удивляют. В числе крутых мер, которые рассматриваются главами МВД и министерств юстиции в Люксембурге, заключение под стражу до 60% тех, кто дожидается депортации, чтобы избежать побегов. Страны – члены ЕС, которые не будут справляться с выдворением, подвергнутся юридическому преследованию и штрафам. Планируется создание специального подразделения в рамках пограничного агентства Frontex, которое займется депортацией.
Кроме того, есть намерение оказать давление на африканские и другие страны, если те откажутся забрать экономических мигрантов. Речь идет прежде всего о Буркина-Фасо, Конго, Зимбабве, Нигере. В рамках нажима могут пойти под нож программы гуманитарной помощи этим государствам, торговые и визовые соглашения. Те же африканские и азиатские страны, которые не воспротивятся воле ЕС, напротив, получат от него поддержку. «Необходимо найти баланс между стимулами и давлением», – говорится в документе.
Но как все это сможет выполнить, например, Германия – страна, принимающая наибольшее число мигрантов? По существующим положениям, автоматически выдворяться должны либо просители убежища из так называемых безопасных стран вроде балканских, либо экономические мигранты. Реально все сложнее. В ФРГ в этом году убежище получили около 60 тыс. мигрантов из 153 тыс. подавших заявки. Прошения рассматриваются по полгода, люди обживаются. Насколько известно, власти были готовы депортировать в первом полугодии не более 10 тыс. мигрантов. Получившие отказ нередко надолго задерживаются, подавая апелляции. Или им могут отсрочить высылку холодной зимой. В результате, по данным ЕК, ЕС покидает менее 40% мигрантов, по делам которых выносится решение о выдворении. Единственное «ужесточение», на которое пошли немецкие власти, это решение не информировать мигранта о предстоящей депортации задолго.
Вернувшись в среду после выступления в Европарламенте в Страсбурге (см. номер от 08.10.15), канцлер ФРГ Ангела Меркель в тот же вечер сочла необходимым дать часовое интервью телеканалу ARD. Немецкие СМИ назвали его неофициальным правительственным заявлением. Канцлер дала аудитории понять, что скорое урегулирование ситуации с сотнями тысяч мигрантов невозможно и следует набраться терпения. Вопреки требованиям, она считает, что закрыть границы нельзя: «Если построить забор, люди найдут другие пути. Прекращения приема беженцев не будет». Сославшись на невозможность прогноза, Меркель отказалась сказать, сколько просителей убежища в Германии следует ожидать в будущем, разве что «много, очень много».
Наиболее важной и актуальной проблемой сейчас считается распределение просителей убежища по землям, городам, поиск необходимых помещений. Германия – страна сильная, она уже решала многие трудные задачи, и сейчас иной альтернативы нет, говорит Меркель, повторяя свою мантру: «Мы справимся».
Охватившие Германию «нервозность» (определение министра финансов ФРГ Вольфганга Шойбле) и споры затронули и верхи «Христианско-демократического союза» (ХДС) и «Христианско-социального союза» (ХСС). В правящем блоке главное размежевание по вопросу о том, как разрулить миграционную ситуацию, просматривается между Меркель, премьер-министром Баварии и лидером ХСС Хорстом Зеехофером. Он громогласно критикует как ошибку единоличное распоряжение канцлера, по которому были открыты границы и произошел бесконтрольный допуск в страну десятков тысяч мигрантов. Первоначальный удар этого цунами пришелся именно на Баварию. Зеехофер за закрытие границ, возвращение к Дублинскому регламенту, согласно которому мигранты должны быть возвращены в страну ЕС первого въезда. Вчера берлинская Tagesspiegel привела данные своего опроса: позиция Меркель – 13%, позиция Зеехофера – 87%. В той или иной степени она пользуется поддержкой и в других федеральных землях, возможности которых, как то и дело отмечают местные власти, с размещением и снабжением просителей убежища «почти исчерпаны».