На фото встреча Владимира Путина с Премьер-министром Люксембурга Ксавье Беттелем. Фото сайта kremlin.ru
При соблюдении Минских соглашений до конца текущего года возможна поэтапная отмена санкций ЕС в отношении России. Такую позицию обозначил премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным в Сочи. Беттель высказался за создание единой антитеррористической коалиции в Сирии и выразил готовность выступить посредником между Москвой и Вашингтоном по этому вопросу.
В понедельник встречу с Беттелем в южной столице России провел премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. «Я очень рад оказаться в стране, кровь которой течет и во мне», – сказал люксембургский лидер, правнучатый племянник по материнской линии композитора Сергея Рахманинова. Обсуждались вопросы двусторонней повестки дня, прежде всего экономического сотрудничества, а также взаимодействие России и ЕС. Люксембург в рамках традиционной ротации председательствует в Евросоюзе во втором полугодии 2015-го.
Как говорилось в материалах к вчерашней встрече Путина и Беттеля, «руководство Люксембурга не видит препятствий для создания в герцогстве финансовой площадки для операций в рублях при условии наличия политической воли с российской стороны и достаточности спроса и предложения в российской валюте». Согласно документам, взаимные санкции отрицательно сказываются прежде всего на экономике герцогства: за январь–июль взаимный товарооборот сократился на 26,4% – до 87,8 млн долл. по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. При этом импорт из Люксембурга уменьшился на 45,7%, составив 61,9 млн долл., тогда как российский экспорт показал устойчивую тенденцию к росту и превысил уровень первых семи месяцев прошлого года в четыре раза, достигнув отметки в 25,9 млн долл.
В центре внимания двух лидеров оказалась в первую очередь международная повестка дня. Непосредственно перед встречей Путина и Беттеля на сайте Интерфакса появилось интервью премьера Люксембурга, в котором он коснулся вопроса российской операции в Сирии. По его мнению, создание двух разных коалиций по борьбе с запрещенной в РФ группировкой «Исламское государство» не приведет ни к чему хорошему. «Если мы продолжим действовать разобщенно в Сирии, то есть кто-то с Россией, кто-то с США, то это приведет к созданию двух противоборствующих блоков. Подобная ситуация вызвала бы сожаление», – сказал Беттель.
В связи с этим премьер Люксембурга призвал на основе цели, преследуемой всеми сторонами – борьба с терроризмом, создать единый фронт, сформировать одну коалицию вместо двух разобщенных структур, выработать общую стратегию: «Нам необходимы общий подход, общая цель и методология, а также ведение совместных действий для решения сирийского кризиса». Если Люксембургу доверят такую миссию, он готов выступить в роли посредника в процессе налаживания отношений между Москвой и Вашингтоном по Сирии, отметил Беттель.
В беседе с российскими СМИ Беттель пусть и не сказал этого открытым текстом, по сути, не исключил переговоров с президентом Сирии Башаром Асадом и, более того, признал, что выбор главы государства остается за сирийским народом. Как представляется, такая постановка вопроса устроила бы Москву. Ранее Беттель демонстрировал готовность к компромиссу и по Украине: он заявил, что ЕС и РФ необходима «стратегия выхода из кризиса», так как в нынешней ситуации «проигрывает Европа, проигрывает Россия, проигрывает Украина». «Санкции привели к существенному замедлению наших экономик как в России, так и в Европе», – подчеркнул люксембургский лидер.
Он не исключил поэтапного снятия санкций с России в случае прогресса по Украине. «Если до конца текущего года мы увидим, что Минские соглашения выполняются, то сможем рассмотреть вопрос о том, как улучшить европейско-российские отношения, снять санкции и восстановить взаимное доверие», – считает Беттель. По его словам, политика изоляции – наихудший вариант, так как, если не выслушать друг друга, найти решение не удастся, «а это противоречит интересам всех участников международного процесса».
По словам доцента кафедры международного и европейского права Балтийского федерального университета им. И. Канта Вадима Войникова, озвученное Беттелем отношение к Асаду и санкциям – всего лишь его личное мнение. Председательствующая в ЕС страна может претендовать на формирование политической повестки, но решающего значения ее позиция не имеет. Тем более что Люксембург не является локомотивом Евросоюза. Если бы подобные заявления исходили от ФРГ и Франции, фактически определяющих политику ЕС, то обрели бы гораздо больший вес. Поэтому визит Беттеля в Сочи со значительной степенью вероятности не станет поворотным моментом в российско-еэсовских отношениях.
«Тем не менее можно констатировать определенное смягчение настроя европейских политиков, – пояснил эксперт в интервью «НГ». – Если одна из стран – членов Евросоюза озвучила свою позицию, другие участники ЕС обязаны прислушиваться к ее мнению, особенно если речь идет о мнении страны-председателя. В прошлом Люксембург не отличался большой лояльностью в отношении Москвы. Для России все это очень хороший знак».