Фото Reuters
На фоне российских бомбардировок позиций «Исламского государства» (террористической организации, запрещенной в РФ) история с экологическим скандалом вокруг Volkswagen AG как бы отодвинулась на второй план.
На самом деле ситуация не ушла в песок. Уличив немецких автопроизводителей в манипуляциях с софтом, занижающим реальные показатели выхлопа вредных веществ, американское правительство обязало концерн отозвать 482 тыс. легковых машин марок Volkswagen и Audi с дизельным двигателем, которые были проданы на рынке США в 2009–2015 годах. Самой компании при этом грозит штраф в размере 18 млрд долл.
Причем скандал коснулся не только, условно говоря, народных автомобилей, в его тени оказались и престижные бренды – Lamborghini, Bentley, Bugatti, Porsche (в 2009 году Volkswagen приобрел 49,9% акций Porsche AG, слияние с которой должно завершиться в текущем году).
Немцы действительно нахимичили с программным обеспечением, в 40 раз снизив приборные показатели выброса в американскую окружающую среду оксидов азота, и главный исполнительный директор Volkswagen Мартин Винтеркорн после чистосердечного признания вынужден был подать в отставку. Но есть нюансы. У дизельных двигателей, которые сейчас набирают популярность, имеется существенный недостаток: они экономичны и позволяют сократить выбросы углекислого газа, но при этом выбрасывают больше оксидов азота, которые тоже не лучшим образом сказываются на атмосфере (например, создают смог), зато практически не влияют на глобальное потепление. Как утверждают специалисты, проблему оксидов тоже можно решить, но это непросто технически и очень дорого. Поэтому в Европе сделали акцент на большем зле – на выбросах углекислого газа. Так что евростандартам продукция Volkswagen соответствовует в полной мере.
Хотя США и не присоединились к Киотскому протоколу, там по оксидам азота более жесткие требования. И, чтобы выдержать конкуренцию на американском автомобильном рынке, кое-что «подкручивать» в своих приборах и механизмах приходилось не только Volkswagen AG. Как сообщает Wall Street Journal, в 1995 году на установке приборов, фальсифицирующих экологические показатели, был пойман за руку концерн General Motors, заплативший штраф в 45 млн долл. В 1998 году оштрафовали уже семь американских производителей, в том числе Volvo и Caterpillar. Ну а нынешняя история началась еще в 2013 году, когда одна американская некоммерческая организация решила проверить на вредные выбросы автомобили Volkswagen AG с дизельными двигателями.
Как говорится, имеют право, но почему, спрашивается, ждали два года? Есть мнение, что предложение присмотреться к продукции германского автопрома экологам, которые уже неоднократно были замечены в выполнении коммерческих заказов, в рамках «свободной конкуренции» сделала Toyota. Но вряд ли японцы стали бы так долго ждать, имея возможность оперативно потеснить главного конкурента.
Не исключено, что они здесь совсем ни при чем. Такой вывод напрашивается сам собой, если учесть, что американские автолюбители, у которых немецкие авто пользуются повышенным спросом, не воспринимали на нюх оксиды азота ровно до того момента, пока в преддверии Московского автомобильного салона Volkswagen AG не объявил о намерении начать в России сборку двигателей. В строительство завода под Калугой немцы собираются вложить 250 млн евро инвестиций и начать производство уже в 2015 году. Запланированная мощность – 150 тыс. двигателей в год.
Еще один чувствительный удар по антироссийским санкциям нанесла 4 сентября на Восточном экономическом форуме во Владивостоке проектная компания New European Pipeline AG, заявившая о планах строительства газопровода «Северный поток-2». В ее состав вошли «Газпром», E.On, Shell, OMV, Engie и BASF/Wintershall, причем у немецкого нефтегазового гиганта по объему второй после «Газпрома» пакет акций – 10%. И в Вашингтоне, что вполне естественно, не смогли безучастно смотреть на то, как Европа буквально на глазах отбивается от рук.
Особенно Германия, которая, в первую очередь благодаря Ангеле Меркель, до последнего момента была самым надежным партнером США в экономической войне с Россией. Причем надавить на федерального канцлера, если она вдруг начинала слишком рьяно отстаивать национальные интересы, оказалась не так уж сложно – ходят упорные слухи, будто американская разведка располагает неким компроматом на Ангелу Меркель, поэтому она, дескать, абсолютно управляема. Но для германского бизнеса, согласно выводам Австрийского института экономических исследований (WIFO), уже потерявшего на антироссийских санкциях 27 млрд евро и 500 тыс. рабочих мест, такие приемы явно не подходят.
…И тогда подключили экологов. Что еще раз доказывает: в политической борьбе все средства хороши, в том числе газообразные. Остается только дождаться и посмотреть, какую черную метку пришлют из Америки теперь уже BASF/Wintershall и другим «сепаратистам».