Афганская полиция демонстрирует навыки на тренировочной базе в Нангархаре. Фото Reuters
Программа США по подготовке сил на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Южной Азии потерпела крах, а миллиарды долларов были израсходованы впустую. New York Times ставит под сомнение эффективность программы, однако эксперты сомневаются, что Пентагон свернет кампанию и прекратит военное сотрудничество.
Выступая в Вест-Пойнте в мае 2014 года, Обама назвал программу по подготовке иностранных войск ключевой задачей: Вашингтон решил не отправлять большие контингенты войск в нестабильные регионы. Вместо этого он будет посылать небольшое количество военных советников и инструкторов.
Однако программа успехом не увенчалась: Пентагон истратил 25 млрд долл. на подготовку военнослужащих иракской армии, 65 млрд – на создание армии и полицейских сил в Афганистане, выделил 500 млн долл. на программу подготовки сирийских новобранцев. Реализация программ везде сталкивается с проблемами, к которым относятся плохое руководство и отсутствие политической воли со стороны партнеров.
«Наши достижения в строительстве сил безопасности за последние 15 лет не радуют», – признал бывший военнослужащий и посол США в Афганистане Карл Эйкенберри. Иракская программа была свернута при премьер-министре Нури аль-Малики, потому что Багдад направил куда меньше новобранцев, чем ожидалось, а шиитские милиционеры и солдаты покинули армию и вместе с беженцами отправились в Европу. В иракском Анбаре сложилась настолько тяжелая ситуация, что отряды шиитских ополченцев пришлось укреплять суннитами, но соединения окопались в безопасных районах и предпочитают не ввязываться в крупные сражения с террористами запрещенной в России группировки «Исламское государство» (ИГ). Единственный успех США в Ираке – это подготовка курдских отрядов, которые демонстрируют наибольшие успехи в войне с боевиками.
На северо-западе Африки – от Марокко до Чада – на борьбу с исламской угрозой выделили 600 млн долл. Военнослужащие Мали долгое время были образцовыми партнерами, пока в 2012 году закаленные в ливийских боях повстанцы не вернулись на родину и не нанесли разгромное поражение местной армии, в том числе подразделениям, подготовленным американскими военными. В Йемене контртеррористические силы были распущены после того, как повстанцы-хоуситы захватили столицу. Вашингтон сконцентрировался на воздушных операциях, действуя с территории Саудовской Аравии. На прошлой неделе в Пентагоне объявили о приостановке приема новобранцев из Сирии и Турции, желающих воевать с ИГ.
Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов в разговоре с «НГ» выразил сомнение, что эти программы будут свернуты. «Эффективность программ – это не только техническая составляющая, но и мотивационная: нужны люди, которые воюют, и делают это с желанием. Трудно предположить, что в Ираке отсутствует мотивация для службы в армии. Но набирать всех желающих с оружием в руках – это одно, а нужны бойцы, способные решать задачи. То же относится и к остальным ближневосточным странам, в которых, как известно, огромные клубки противоречий, и никто по-настоящему разрешить проблемы не может».