Фото Reuters
Турция предложила Евросоюзу альтернативный способ преодоления миграционного кризиса: построить на севере Сирии три лагеря, рассчитанных почти на миллион беженцев. Турецкий премьер-министр Ахмет Давутоглу заявил, что оплатить строительство должен Брюссель, а Анкара может взять на себя труды по возведению безопасных поселений в буферной зоне вдоль турецко-сирийской границы. Ранее европейское руководство призвало строить такие лагеря на территории Турции на средства, предназначенные для вступления страны в ЕС. Анкару такой расклад ожидаемо не устроил.
Европа едва справляется с наплывом мигрантов из стран Африки и Ближнего Востока. По данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев, с начала 2015 года в Старый Свет прибыли более 500 тыс. просителей убежища, причем около 54% – из охваченной гражданской войной Сирии. Вместе с тем почти 2 млн беженцев находятся на территории Турции, и Анкара жалуется, что «ЕС оставил ее в беде». Давутоглу на встрече с журналистами в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке рассказал о том, что строительство лагерей в Сирии было бы спасением для 900 тыс. беженцев: по информации Sueddeutsche Zeitung, каждое из трех поселений будет рассчитано на 300 тыс. человек.
Турция настаивает на том, чтобы Брюссель оплатил создание поселений для беженцев, и предлагает свою помощь в возведении трех лагерей с «домами-контейнерами». У Анкары действительно есть опыт подобного строительства: четыре года назад во время землетрясения в городе Ван на востоке страны такие убежища строились здесь в большом количестве. Лагеря для мигрантов, по расчетам Анкары, должны появиться в буферной зоне – полоске земли длиной 100 км вдоль турецко-сирийской границы, о создании которой Турция уже договорилась с Вашингтоном.
Но, по мнению Брюсселя, было бы лучше использовать для строительства лагерей территорию Турции, а также средства, изначально предназначенные для адаптации страны к европейским стандартам. Наблюдатели напоминают о пятилетнем моратории для всех претендентов на вступление в ЕС, о котором недавно говорил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Таким образом, у Анкары все равно не будет шанса на евроинтеграцию в ближайшие годы, зато средства из фондов помогут решить проблему беженцев.
«Вполне понятно, почему ЕС отказывается строить лагеря в буферной зоне на территории Сирии: это все равно опасная зона, зона конфликта, – отметила в беседе с «НГ» заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН Надежда Арбатова. – С другой стороны, можно понять и Турцию: не очень привлекательная идея – выделять на лагеря деньги из средств, предназначенных для ее адаптации к стандартам ЕС. Компромисс, на мой взгляд, может быть найден, если ЕС все-таки выделит какие-то средства для строительства лагерей на территории Турции, не обращаясь к этим фондам». Эксперт заключила, что проблема мигрантов, несомненно, касается не только Объединенной Европы, хотя очевидно, что беженцы стремятся осесть в более благополучных странах, а не, к примеру, в Балканских государствах. Это проблема всего международного сообщества, поэтому Брюссель вправе ожидать помощи от других стран – в частности, от Турции.