Одна из последних встреч Путина и Обамы состоялась на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Пекине в ноябре прошлого года. Фото Reuters
Президент России Владимир Путин в понедельник в Нью-Йорке на полях Генассамблеи ООН встретится с американским коллегой Бараком Обамой. Газета New York Times (NYT) предположила, что центральными вопросами будут украинский и сирийский кризисы. Между тем, по данным агентства Bloomberg, Кремль готовится к нанесению в одностороннем порядке авиаударов по позициям запрещенной в РФ группировки «Исламское государство» (ИГ) в Сирии, если Вашингтон отвергнет предложение о создании широкой антитеррористической коалиции.
«Согласована беседа с премьером Японии Абэ и после этого согласована беседа с Обамой, – сообщил вчера пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. – По крайней мере это уже те встречи, которые встали в график и согласованы».
Он уточнил, что обе встречи пройдут в понедельник. Два президента не встречались лицом к лицу около года. Для американского лидера, обвиняющего Москву в агрессии в Украине, избегать российского коллегу стало делом принципа. Однако анонимные источники NYT в администрации США утверждают, что после того как помощники главы государства долго взвешивали все «за» и «против», в Белом доме пришли к пониманию необходимости, с одной стороны, призвать Кремль способствовать режиму прекращения огня на российско-украинской границе, а с другой – обстоятельно сверить с президентом РФ часы по сирийскому кризису. Это вынудило Вашингтон пересмотреть свою позицию и отойти от генеральной линии по изоляции Москвы. В результате Обама изъявил желание встретиться с Путиным.
Встреча президентов РФ и США на полях ГА ООН прогнозировалась рядом источников и экспертов. В ее пользу говорит то, что в последние недели Москва неоднократно подчеркивала открытость для диалога. На прошлой неделе Песков заявил: «Мы считаем, что диалог является необходимым, что нет вообще для разъяснения позиций друг друга другого пути, для попыток нахождения консенсуса и понимания». А директор департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД РФ Илья Рогачев вчера отметил: «Слабые сигналы по поводу возобновления контактов начинают поступать. Видимо, приходит осознание безальтернативности сотрудничества по горящим вопросам. Мы отвечаем: все в ваших руках. Если вы хотите с нами контактировать, то мы дверь для такого диалога не закрывали, но ожидаем добросовестного сотрудничества по принципу «улицы с двусторонним движением», сотрудничества, которое будет учитывать и наши интересы тоже».
Встречу лоббировали госсекретарь США Джон Керри и европейские союзники Вашингтона, которые заинтересованы в интенсификации дипломатических усилий по Украине. «Если бы у нас была возможность поговорить с российской стороной, в фокусе внимания было бы очередное акцентирование той позиции по Украине, на которой настаиваем мы и наши европейские партнеры, – сказал источник NYT. – Украина была бы в фокусе внимания».
Что касается Сирии, то Обама намерен попытаться убедить Путина в необходимости перестать поддерживать Дамаск и присоединиться к политическим усилиям по передаче власти новому правительству. В частности, администрация США опасается, что Россия использует для защиты режима президента Сирии Башара Асада якобы переброшенные в провинцию Латакия более 20 военных самолетов, танки, легкое вооружение, боевую технику и несколько сотен солдат. «Если будет обращение (сирийского руководства об участии российских солдат в военных операциях вместе с сирийскими. – «НГ»), то в рамках двусторонних контактов, двустороннего диалога оно, естественно, будет обсуждаться и рассматриваться», – говорил Песков. Кроме того, Вашингтон боится возможного столкновения ВВС коалиции с российской авиацией в случае односторонних действий Москвы. По данным AFP, ссылающегося на источник в силовых кругах Дамаска, в среду Сирия впервые использовала российские беспилотники против джихадистов.
По мнению президента Института религии и политики Александра Игнатенко, Обама стремится «из первых и главных российских уст» услышать то, что министр обороны РФ Сергей Шойгу передал американскому коллеге Эштону Картеру. «Вопросы эти исключительно сложные и важные, государственного и мирового значения. Вероятно, президент США намерен узнать, каковы намерения России в Сирии, и не исключено, что речь будет идти о модальностях международного антитеррористического объединения, которое предлагает создать Путин», – сказал эксперт.
Действительно, Bloomberg со ссылкой на околокремлевский источник и чиновника в Минобороны РФ сообщил, что Путин рассматривает в качестве наиболее благоприятного для Москвы сценария в Сирии создание широкой коалиции по борьбе с ИГ с участием Тегерана и Дамаска. Третий источник агентства раскрыл существование второго сценария, о котором якобы проинформирован Вашингтон и в рамках которого Россия призывает «к совместным военным действиям вкупе с политическим процессом по отстранению Асада от власти, что является ключевым требованием США». Именно эти два плана и будут обсуждать Путин и Обама в случае своей встречи, полагает Bloomberg.
Более того, два информированных источника заявили агентству, что Кремль подготовил запрос в Совет Федерации (СФ) на отправку двухтысячного персонала для обслуживания авиабазы в Сирии (в который могут входить как военнослужащие, так и гражданские лица). Формально заявка еще не поступила в СФ. Один из источников утверждает, что Путин разочарован в американской позиции и готов действовать в Сирии в одностороннем порядке.
Впрочем, российский дипломатический источник в беседе с Reuters, напротив, сказал, что Москва считает шансы на широкий международный консенсус по борьбе с ИГ возрастающими. «Американцы гораздо более восприимчивы к тем аргументам, которые мы уже несколько лет используем в работе», – подчеркнул в среду глава МИД РФ Сергей Лавров. По словам Пескова, ему неизвестно о документах, свидетельствующих о намерении Путина обратиться в СФ за разрешением использовать Вооруженные силы (ВС) в Сирии.
«Bloomberg говорит, что получил эти сведения от российских правительственных кругов, но я думаю, что информацию агентству предоставило Минобороны США, – отметил Игнатенко в интервью «НГ». – В беседе двух министров обороны речь как раз и шла о том, что, если не удастся реализовать план «А», то есть план по созданию широкой антитеррористической коалиции с участием правительства и ВС Сирии, Россия будет вынуждена реализовать план «Б», то есть перейти к действиям в одностороннем порядке. Эта информация доведена до Обамы, и он хочет уточнить в разговоре с российским президентом, насколько она достоверна».
Цель, которую ставит президент Путин, заключается в спасении сирийской государственности, подчеркнул Игнатенко: «Сирия – краеугольный камень Ближнего Востока. Если она исчезнет как государство, это негативно скажется на всем регионе, в том числе на тех странах, которые очень не хотели бы, чтобы Асад оставался у власти и участвовал в международном союзе по борьбе с ИГ, – Саудовской Аравии и Турции. Это союзники США, они внушают Обаме разные идеи, и он опять же стремится их проверить во время прямой и откровенной беседы с российским президентом».