Венгрия возводит стену на границе с Хорватией. Фото Reuters
Вчера вечером в Брюсселе открылся экстренный саммит, посвященный урегулированию миграционного кризиса в ЕС. Европа столкнулась с чрезвычайной ситуацией, требующей участия не только стран ЕС. К концу года число просителей убежища может достичь 1 млн, говорится в докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), представленном накануне в Берлине. Эксперты считают, что ситуацию не спасут ни установленные квоты, ни жесткая фильтрация нелегалов на границах: ЕС остается обратиться к развивающимся странам, способным принять мигрантов.
В 2014 году более 800 тыс. человек попросили в Европе убежища, что эксперты расценили как исторический пик. Но, по данным агентства FRONTEX, в период с января по август 2015 года европейские границы пересекли уже более 500 тыс. мигрантов (в 2014 году аналогичный показатель составлял 280 тыс.). И, как полагают авторы доклада ОЭСР, к концу года Европа получит около 1 млн заявок на предоставление убежища. 450 тыс. беженцев из кризисных регионов наверняка обретут статус мигранта и смогут легально поселиться на территории ЕС. Но что Европе делать с нелегалами, которые уже оказались на ее территории?
«Их будут довольно жестко фильтровать, отделяя людей, которые имеют право на статус беженца, от тех, кто прибыл из так называемых безопасных государств – к примеру, Балканских стран. Они будут высылаться обратно, потому что не подпадают под категорию беженцев. Да, у ЕС есть традиция миграционных амнистий, когда нелегалов, долгое время присутствовавших на рынке труда, в итоге легализуют. Но я не думаю, что сейчас они пойдут по этому пути: слишком острый случай», – отметил в беседе с «НГ» доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули. Он добавил, что такие мигранты, однако, будут в меньшинстве, поскольку основной поток беженцев идет из Сирии и Турции, которые считаются небезопасными.
Накануне саммита Совет ЕС по юстиции и внутренним делам принял решение о квотах для мигрантов – расселении до 160 тыс. беженцев из Италии, Греции и Венгрии по странам Объединенной Европы в течение нескольких недель. Сделано это было вопреки сопротивлению четырех восточноевропейских государств – Венгрии, Румынии, Словакии и Чехии. Президент США Барак Обама в телефонном разговоре во вторник обсудил выход из миграционного кризиса с канцлером ФРГ Ангелой Меркель. Хозяин Белого дома убежден, что Европе нужен общий план действий, и справедливое распределение квот между странами – членами ЕС – самое разумное, что можно сделать.
Германия – один из самых активных борцов с миграционным кризисом: в страну по-прежнему прибывают около 1 тыс. мигрантов ежедневно. Всего, как отмечает Spiegel, квота ФРГ составит 31 тыс. беженцев (26% от общего числа). По словам министра внутренних дел Германии Томаса де Мезьера, система распределения, разработанная в Брюсселе, облегчит жизнь страны, поскольку без нее просителей убежища было бы намного больше. В ФРГ стали дефицитом палатки, спальные мешки, надувные матрасы и одеяла. На днях германский Красный Крест получил от США и Канады гуманитарную помощь: 15 тыс. походных раскладных кроватей.
В ЕС планируют собрать 1 млрд евро для Турции, чтобы оказать помощь сирийским беженцам в этой стране (там их сейчас более 2 млн). Об этом вчера в Брюсселе сообщил еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан. Он уточнил, что пока Еврокомиссия планирует внести дополнительно 300 млн евро в фонд помощи просителям убежища, учрежденный ЕС. И выразил надежду, что все страны Объединенной Европы последуют примеру Брюсселя, и сумма помощи дойдет до 1 млрд. «Вы знаете, что нам не хватает собственных ресурсов, и временно все страны союза должны предпринять необходимые шаги», – поддержал Хана первый заместитель председателя Еврокомиссии Франс Тиммерманс.
Тэвдой-Бурмули полагает, что это вполне ожидаемые шаги со стороны Брюсселя: укрепление пограничного контроля и внутренняя фильтрация нелегалов вряд ли способствуют эффективному решению проблемы. Сейчас европейскому руководству важно установить контакты с теми странами, из которых идет поток беженцев. «Их, например, вполне устраивало, что Турция несколько лет содержала сирийских беженцев в своих лагерях, – подчеркнул эксперт. – Думаю, Брюссель будет делать все возможное, чтобы она и впредь принимала их, и даже пойдет на какие-то поощрения. Это проще, чем возиться с мигрантами, уже проникшими внутрь ЕС». Вероятно, миграционный кризис повлияет на весьма сложные отношения Брюсселя и Анкары. ЕС также будет вести переговоры с Иорданией и относительно стабильными странами Магриба.