Фото Reuters
Россия сфокусировалась на ближневосточной повестке дня: после встречи с палестинским лидером Махмудом Аббасом и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху президент Владимир Путин провел вчера переговоры с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Лидеры двух стран сосредоточились на «поиске коллективного противодействия экстремистам запрещенной в России организации «Исламское государство», но так и не договорились о будущем Башара Асада и газопровода «Турецкий поток».
Открывая Соборную мечеть в Москве, Путин заявил, что террористы ИГ, «извращая» великую мировую религию, убивают людей, варварски уничтожают памятники мировой культуры и вербуют адептов в России. По окончании церемонии Путин и Эрдоган провели встречу в Кремле.
«Безусловно, главный вопрос переговоров – ситуация в Сирии, ведь Турция крайне обеспокоена российскими действиями: поставки оружия Москвой означают, что придется распрощаться с идеей о скором отстранении Башара Асада, и это вызывает озабоченность и может обернуться негативной реакцией со стороны турецкого руководства. Анкара не раз заявляла, что свержение Асада является более приоритетной задачей, чем борьба с ИГ, – отметила замдиректора Российского института стратегических исследований Анна Глазова в разговоре с «НГ». – С другой стороны, Россия неоднократно призывала региональных лидеров к расширению международной коалиции. Возникает вопрос, насколько турецкое руководство готово к сотрудничеству с Россией, но я думаю, все зависит от того, как будет складываться внутриполитическая обстановка в свете внеочередных парламентских выборов, которые состоятся 1 ноября».
Накануне визита в Россию Эрдоган резко раскритиковал Москву за поддержку режима Асада. По мнению Анкары, сирийский президент не способен привести к миру и стабильности, а «план Путина», как окрестили действия России турецкие СМИ, был встречен в штыки. Он «только усугубляет разделение и шокирует» Анкару, объявил Эрдоган. И добавил: «Последние новости и российские заявления не радуют. Они серьезно огорчили нас».
У Турции есть серьезные рычаги для давления на Россию. Турецкие СМИ широко анонсировали обсуждение проблемы крымских татар в рамках переговоров. «Я не думаю, что вопрос крымских татар поднимался на встрече, хотя должна отметить, что эта проблема может омрачить наши двусторонние отношения в будущем, – признала Глазова. – Не секрет, что в первых числах апреля в Турции состоялся Всемирный конгресс крымских татар, на котором прозвучали резкие антироссийские высказывания, и Анкара поддержала проведение форума. Если Турция и дальше будет разыгрывать карту крымских татар в ущерб национальным интересам России, это может привести к обострению отношений между странами».
Другой «камень преткновения» – экономика. Хотя взаимный товарооборот за семь месяцев текущего года упал на 21,5%, Анкара остается важным партнером Москвы, особенно в свете строительства «Турецкого потока». Прокладку четырех ниток газопровода по дну Черного моря хотели начать летом 2015-го и закончить к 2020 году, однако работы были заморожены на неопределенный срок. Накануне визита Эрдоган объявил, что Россия «пока не приняла необходимых шагов в вопросе «Турецкого потока».
«Турецкое руководство осознает, что Россия заинтересована в реализации проекта, но, несмотря на это, Анкара продолжает затягивать реализацию. Я полагаю, что до проведения внеочередных выборов каких-либо решений принято не будет. Сейчас Эрдогана волнует вопрос, останется ли правящая партия единственной силой в стране или ему придется создать коалицию. Но я убеждена, что отсрочка в интересах России: Москва еще раз может серьезно проанализировать необходимость реализации проекта в том виде, как он был задуман. Сейчас Россия пытается избавиться от зависимости от Украины, и в перспективе «Турецкий поток» приведет к зависимости от Анкары: Россия может поставить себя в ситуацию, когда Турция станет шантажировать Россию».
Путин на встрече отметил, что «несмотря на известный спад, вызванный рядом объективных обстоятельств, Россия остается вторым по величине торгово-экономическим партнером».
Турция умело играет на трениях между Россией и Западом. «Турция будет пытаться балансировать на противоречиях между Россией и США. Временное сближение, которое наблюдалось после того, как турецкие власти разрешили использовать военную базу Инджирлик, никак не означает кардинального улучшения отношений с США. Напротив, по данным СМИ, отношения между Эрдоганом и Обамой складываются довольно сложно. И Вашингтон в какой-то степени делает ставку на смену турецкого лидера, который кажется ему авторитарным и непредсказуемым», – полагает Глазова.