Около 4 тысяч просителей убежища застряли в хорватском городе Товарник на границе с Сербией. Фото Reuters
Страны – члены ЕС при распределении 120 тыс. мигрантов из Италии, Греции и Венгрии откажутся от лоббируемой Еврокомиссией (ЕК) принудительной системы квот в пользу приема просителей убежища на добровольной основе. Об этом говорилось в проекте коммюнике завершившейся во вторник вечером встречи министров внутренних дел и юстиции. Прогноз может подтвердиться и для сегодняшнего экстренного саммита ЕС.
Ранее, 20 июля и 14 сентября, Европейский совет по юстиции и внутренним делам уже отверг систему квот и распределил 40 тыс. мигрантов из Италии и Греции на добровольной основе. Вчера же решалась судьба еще 120 тыс. мигрантов – не только из Италии и Греции, но и из Венгрии, что довело общее число распределяемых до 160 тыс. В повестке дня также были открытие дополнительных пунктов приема ходатайств о предоставлении убежища, безопасность границ и помощь Турции, из лагерей которой идет существенный поток людей.
Ядро сопротивления системе квот по-прежнему составляет Вышеградская группа (Венгрия, Польша, Словакия и Чехия), которая подтвердила свою позицию на встрече в понедельник. Несмотря на то что ЕК распространила на Будапешт механизм «временной защиты», Венгрия отказывается от этого статуса, критикует квоты и решает миграционную проблему так, как этого не делает ни одна другая страна ЕС. В понедельник ее парламент разрешил правительству использовать для охраны границ армию, которая получила право применять резиновые пули, пиротехнические средства, слезоточивый газ и пневматические сети. На границу с Хорватией уже брошены армейские вездеходы Humvee. Граница с Сербией надежно защищена 175-километровым заграждением.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан представил Будапешт защитником ЕС от массовой миграции. «Мигранты не просто стучат в нашу дверь, они выламывают ее, – сказал он. – Наша историческая и моральная обязанность – защитить Европу. Европа богата, но слаба. Это самое опасное из возможных сочетаний. В результате – катастрофа. Поскольку Европа не может защитить свои внешние границы, внутренние границы вновь закрыты. Нам необходимо пересмотреть многие европейские изобретения, институты и договоры. Но пока этого не сделано, мы не можем сидеть сложа руки. Пока государства ЕС не будут действовать как единое целое, государства-члены вынуждены, как могут, защищаться от этой страшной угрозы».
Глава МИД Венгрии Петер Сийярто подчеркнул, что его страна защищает Европу уже свыше 1 тыс. лет и верна исторической роли. Но, невзирая на ограничительные меры и риторику Будапешта, Вена винит его в том, что он не препятствует проходу мигрантов через свою территорию в Австрию.
Со стороны остальных стран ярко выраженной оппозиции системе квот нет. Правда, Болгария и Румыния пытаются выторговать у партнеров по ЕС взамен на свое согласие включение в шенгенскую зону. Балтийские страны заявляют, что не поддерживают это решение, но подчинятся большинству.
Тем не менее позиция Вышеградской группы не обрекает систему квот на провал: главы МВД и министерств юстиции, в случае отсутствия консенсуса, могли принять решение квалифицированным большинством. Шаг взрывоопасный: традиционно ЕС стремится к единогласию, чтобы подчеркнуть сплоченность, иное означало бы открытое признание неспособности преодолеть раскол и жалобы на франко-германский диктат. «Это было бы огромной ошибкой, – считает Стивен Бут, содиректор аналитического центра Open Europe. – Если бы вы действительно навязали это решение восточным государствам-членам, которые ясно дают понять, что выступают против него, это нанесло бы серьезный вред имиджу ЕС». Еще один обсуждавшийся на днях вариант – предложить противникам квот откупаться от мигрантов финансовыми взносами.
«ЕС находится в ужасно трудном положении, – уверена Штефани Вайс, эксперт по европейской политике фонда Bertelsmann Stiftung (ФРГ). – Направленность на более тесное сотрудничество и идея интеграции… я бы не сказала, что они устарели, но они изорваны в клочья». Скандалы, свидетельствующие о тотальном разладе, действительно множатся. После запечатывания сербско-венгерской границы поток мигрантов устремился в Хорватию. Это спровоцировало перебранку между Загребом и Белградом. Глава МВД Хорватии Ранко Остойич обвинил Сербию в «организованной отправке мигрантов в Хорватию вместо Венгрии». Загреб уже закрыл семь из восьми КПП на границе с Сербией и грозит закрыть последний – «Баяково–Батровци». В ответ премьер-министр Сербии Александр Вучич назвал происходящее «скандалом невообразимого масштаба», пожаловался на причиняемый его стране экономический ущерб и пообещал болезненные контрмеры.
Заведующая отделом исследований европейской интеграции Института Европы РАН Ольга Потемкина напомнила «НГ», что, как несколько раз повторял глава ЕК Жан-Клод Юнкер, в ЕС действует негласное правило принимать решения по важным политическим вопросам не квалифицированным большинством, а консенсусом. «Партнеры будут до последнего уговаривать страны Вышеградской группы, – предположила эксперт. – Хотя Орбан как-то говорил, что будет вынужден подчиниться решению по квотам, принятому квалифицированным большинством, мне кажется, страны – члены ЕС рискнут пойти на такой шаг, ведь он создаст серьезный прецедент и может привести к институциональному кризису. Скорее всего распределение будет по-прежнему производиться на добровольной основе».