Переселенцы из Сирии терпят нужду и голод в иорданских лагерях. Фото Reuters
Почему мигранты из Сирии, Ирака и Афганистана так упорно рвутся в Европу? Одна из причин, по мнению аналитиков, – отсутствие надлежащих условий для жизни тех, кто пострадал от военных конфликтов на Ближнем Востоке. ООН сокращает финансирование лагерей сирийских беженцев в соседних Иордании, Ливане, Турции. Покинувшие родину сирийцы предпочитают рисковать жизнью, перебираясь в Европу, чем страдать от нехватки еды, воды и медикаментов.
На помощь беженцам ООН выделила в 2015 году лишь 4,5 млрд долл., а Германия готова потратить на мигрантов 6,6 млрд, чтобы обустроить более 800 тыс. человек. ЕС также сообщил о том, что выделит по меньшей мере 1,1 млрд долл. на адаптацию 160 тыс. мигрантов в разных государствах.
Верховный комиссар ООН по делам беженцев Антонио Гутьеррес отметил, что бюджет его ведомства в этом году будет на 10% меньше, чем в прошлом, и что финансирование явно не соответствует растущим потребностям пострадавших от гражданской войны. Покинувшие конфликтный регион сирийцы постоянно нуждаются в жилье, продовольствии, медицинской помощи.
Болезненные сокращения бюджета затронули и другой проект ООН – Всемирную продовольственную программу (WFP). Финансирование в 2015 году сократилось на 63%. Недавно была приостановлена программа помощи около 230 тыс. беженцам, живущим за пределами лагерей. В ноябре могут перестать получать поддержку и 100 тыс. обитателей лагерей.
Пресс-секретарь Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев Мелисса Флеминг прокомментировала ситуацию так: «Близлежащие страны настолько перегружены и условия в них так плохи, что людям ничего не остается, как направляться в Европу». По ее словам, 70% сирийских беженцев, зарегистрированных в Ливане, давно живут за чертой бедности. Сирийцы теперь составляют около четверти населения Ливана и создают социальную напряженность, конкурируя с гражданами страны за рабочие места. Пресс-секретарь WFP Абир Етефа добавила: «Кризис продолжается уже пятый год, и наблюдаются явные признаки усталости стран-доноров».
New York Times приводит историю 38-летнего сирийца Али, который перебрался в Иорданию в 2011 году, полагая, что конфликт завершится в течение нескольких месяцев. Но этого не произошло, и 2 тыс. долл. его сбережений вскоре закончились. Беженец получал пособие в 700 долл. в месяц, которое тратил на еду, оплату аренды жилья и школу для детей, однако сейчас оно сократилось вдвое. Семья Али состоит из 10 человек, в числе которых 13-летний сын-инвалид. За лекарства для него семье приходится платить самостоятельно. Главе семьи не удается получить разрешение на работу, и он по ночам собирает банки из-под газировки для утилизации, зарабатывая на этом примерно 8 долл. в сутки.
Аналитики ООН подтверждают, что по сравнению с тем количеством сирийцев, которые пока живут на Ближнем Востоке, в Европу уезжает не так много. 4,1 млн официально зарегистрированных беженцев живут в близлежащих странах: 2,1 млн из них – в Египте, Ираке, Иордании и Ливане, 1,9 млн – в Турции, 24 тыс. – в Северной Африке.
Европейские страны озаботились проблемой недостаточного финансирования для беженцев на Ближнем Востоке, видя в этом путь к разрешению миграционного кризиса на своих территориях. В Берлине уже приняли решение выделить около 20 млн евро на помощь сирийцам в ближневосточных лагерях. В субботу канцлер Австрии Вернер Файман и вице-канцлер ФРГ Зигмар Габриэль потребовали от международного сообщества средства на поддержку бедствующих сирийцев, назвав сумму в 5 мрлд евро. Габриэль подчеркнул, что если пренебречь помощью ближневосточным лагерям беженцев, в Европу хлынет еще больше мигрантов.