Фото Reuters
В Египте силовики по ошибке расстреляли группу туристов из Мексики, приняв путешественников за террористов. В результате трагедии погибли 12 человек, еще 10 госпитализированы. Военные преследовали экстремистов, связанных с запрещенной в России террористической группировкой «Исламское государство», когда натолкнулись на автоколонну с мексиканцами.
Инцидент произошел 13 сентября в районе Эль-Вахат в Западной пустыне на границе с Ливией. По словам представителя Министерства туризма Египта Раши аль-Азайзи, путешественники оказались в зоне, закрытой для посещения. Президент Мексики Энрике Пенья Ньето осудил атаку и потребовал проведения тщательного расследования. Министр туризма Египта в переходном правительстве Халед Рами пообещал добиться максимального наказания для организатора тура.
Боевики ИГ также прокомментировали инцидент, объявив, что в тот же день им удалось отбить нападение военных в Западной пустыне. За несколько дней до происшествия в Эль-Вахате египетские войска уничтожили восемь боевиков, связанных с ИГ и причастных к похищению хорвата Томислава Салопека и покушению на генпрокурора Хишама Бараката. Египет оказался между двух огней: наибольшую активность боевики ИГ развернули в Ливии, и теперь они пытаются наладить контакты с исламистами на востоке страны, на Синае.
«Тактические союзы между ИГ и местными радикальными исламистскими элементами вполне возможны. Каиру очень важно пресечь развитие и укоренение таких связей, – отметила в беседе с «НГ» эксперт по Ближнему Востоку и Северной Африке Ирина Мохова. – Египетские власти будут в первую очередь действовать силовыми методами. Не исключено, что это может способствовать дальнейшей радикализации египетских «братьев-мусульман» и пополнению их рядов на Синае».
Граница Египта с Ливией практически не охраняется, на что уже обращал внимание госсекретарь США Джон Керри. В свою очередь, Тунис, подвергшийся атакам исламистов в марте и июне 2015 года, начал возведение стены безопасности на границе с Ливией.
До 2011 года, пока Ливией руководил Муаммар Каддафи, ситуация в стране находилась под контролем. С началом арабской весны Каддафи предостерегал, что после восстания фанатики расчленят Ливию. Его слова уже нашли подтверждение: в начале августа Джонатан Пауэлл, спецпосланник Дэвида Кэмерона в Ливии, признал, что Запад несет ответственность за распад страны: «Мы сделали ошибку, оставив Ливию вскоре после падения Каддафи».
Ситуация в Ливии остается крайне напряженной: международное сообщество признает правительство в Тобруке, но не признает власти Триполи. Запад возлагал надежды на миссию спецпосланника ООН Бернардино Леона, однако ему не удалось усадить два правительства Ливии за один стол переговоров.
В ноябре прошлого года ливийские исламисты, воевавшие в Ираке и Сирии, захватили город Дерна. Местной милиции удалось отбить город, но вскоре бойцы ИГ без штурма взяли родной город Каддафи – Сирт, который теперь наряду с сирийской Ракой и иракским Мосулом стал одной из штаб-квартир ИГ и «образцовым городом», живущим по нормам шариата. Не всем жителям пришлись по нраву новые законы: местные салафиты подняли восстание и попытались вернуть контроль над Сиртом, но исламисты казнили бунтовщиков.
В Тобруке понимают, что почти полностью утратили контроль над ситуацией. В середине августа глава МИД Ливии Мохаммед аль-Даири призвал Лигу арабских государств поддержать его страну в борьбе с исламистами, вооружив ливийскую армию, перебросив войска и организовав авианалеты на Сирт. Ситуация усугубляется тем, что с 2011 года действует эмбарго на поставку оружия в Ливию, и этот запрет пока никто отменять не собирается. В итоге международному сообществу приходится участвовать в воздушных операциях. Так, в феврале египетская авиация регулярно бомбардировала цели ИГ в Ливии, в ответ исламисты похитили и обезглавили 21 египетского христианина. Однако Каир не собирается опускать руки: он уже давно негласно поддерживает ливийского генерала Халифу Хафтара, который ведет борьбу с исламистскими боевиками, отметила Мохова.
Исламисты тоже выступили единым фронтом: в начале сентября нигерийская группировка «Боко харам» перебросила в Ливию до 200 бойцов в помощь ИГ. Это «знак» растущего доверия между организациями, объявили африканские исламисты. Нигерийцы уже объявили о планах уничтожить генерала Хафтара. ИГ не намерено сдавать позиции в Ливии: исламисты рассматривают эту страну как «ворота в Рим» и главный плацдарм для вторжения в Европу.
«Положение с безопасностью в Ливии будет только усугубляться. Это негативно скажется не только на Египте, но и на других странах региона – Тунис в этой связи весьма уязвим, – заметила Мохова. – Война в Ливии, кризис в Сирии и миграционная катастрофа в Европе – проблемы, источником которых, не в последнюю очередь, стала недальновидная позиция европейских стран по решению кризисов на Ближнем Востоке и в Северной Африке – бомбардировка Ливии и негибкая позиция по Сирии».