Фото Reuters
Республиканцы, осознавая свою беспомощность предотвратить имплементацию сделки с Ираном, раскололись. Сенат в среду приступил к рассмотрению резолюции, блокирующей соглашение, а палата представителей сегодня будет рассматривать иранскую проблему в совершенно другом ключе. Такое решение связано с бунтом Чайной партии, которая требует от Белого дома раскрыть текст двух договоренностей между Тегераном и Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ).
Несколько тысяч человек в среду пришли послушать претендентов в кандидаты от Республиканской партии на президентских выборах 2016 года – миллиардера Дональда Трампа и сенатора Теда Круза, а также других представителей Чайной партии, которые выступили с критикой ядерной сделки с Ираном. «Нами руководят очень, очень глупые люди», – заявил Трамп, по словам которого переговоры по соглашению с Тегераном велись некомпетентно. Круз, в свою очередь, отметил, что Иран не откажется от ядерного оружия, а сделка представляет собой «самую большую угрозу национальной безопасности, с которой столкнулась Америка».
Именно Круз возглавил в сенате бунт республиканцев-консерваторов, который в палате представителей разожгли Питер Роскам и Майк Помпео. Во вторник они внесли документ, констатирующий, что администрация нарушает право конгресса на пересмотр соглашения по ядерной программе Тегерана. А именно Белый дом отказался предоставить законодателям текст двух якобы секретных соглашений между Ираном и МАГАТЭ. Поэтому, утверждают консерваторы, необходимо отложить голосование по резолюции, блокирующей сделку, и считать 60-дневный период, отводящийся конгрессу на ее рассмотрение, неначавшимся.
Конфиденциальные соглашения с МАГАТЭ есть у всех состоящих в организации стран, в том числе у США. Подобные документы никогда не публикуются. В администрации же сообщили, что компетентны раскрывать только договоренности, заключенные Тегераном с «шестеркой» международных посредников, но не с МАГАТЭ. Более того, у Барака Обамы этих соглашений нет, говорят в Белом доме.
Старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Владимир Сажин в беседе с «НГ» предположил, что речь идет не о сенсационных секретных документах, а об известных договоренностях, которыми республиканцы могли воспользоваться как формальным предлогом. Эксперт раскрыл суть заключенных Ираном и МАГАТЭ соглашений: «Первое – соглашение по безопасности, согласно которому ядерные программы и объекты предоставляются для контроля МАГАТЭ. Второе – дополнительный протокол к соглашению о безопасности, создающий возможности для более тщательного контроля. Тегеран подписал этот протокол в конце 2003 года и де-факто выполнял около 2,5 года, хотя документ не был ратифицирован меджлисом».
Третья договоренность называется «код 3.1». По старому коду для контроля МАГАТЭ предоставляется готовый объект в момент завоза ядерных материалов. По новому коду 3.1 агентство еще до начала работ по сооружению объекта ставится в известность для проведения консультаций. Иран до недавнего времени действовал в рамках старого кода 3.1, в связи с чем в 2009 году даже возник скандал вокруг ядерного объекта «Фордо». Обязательства, взятые на себя Тегераном в рамках Венских соглашений (Совместного всеобъемлющего плана действий от 14 июля с.г.), соблюдать дополнительный протокол к соглашению о безопасности и новый код 3.1 ставят под жесткий контроль его ядерную программу, подчеркнул Сажин. По мнению эксперта, другие соглашения стороны вряд ли заключали и могли лишь договориться о порядке прояснения проблемы наработок Ирана в ядерной сфере до 2003 года.
И вот в среду, вместо того чтобы провести процедурное голосование и начать дебаты по резолюции, блокирующей иранскую сделку, палата представителей пережила мини-революцию. Инициатива Роскама и Помпео так быстро набирала поддержку, что умеренные республиканцы вынужденно прибегли к смене тактики. План заключается в том, чтобы высказаться сразу по трем документам. Первый – резолюция в поддержку соглашения, смысл которой в том, чтобы нанести демократам больший политический урон, заставив открыто продемонстрировать одобрение сделки. Второй – заявление в связи с отказом администрации представить секретные документы. Третий – попытка помешать Обаме снять санкции с Тегерана. Все три голосования ожидаются в пятницу.
Такое решение ознаменовало раскол между республиканцами в палате представителей и в сенате, где в среду начались эмоциональные дебаты по резолюции, блокирующей соглашение с Ираном, и досрочно поставило крест на этой резолюции. Наблюдатели уже язвительно шутят, что после баталий, многие месяцы сотрясавших Капитолийский холм, палата представителей и сенат не оказались способны хотя бы рассмотреть одни и те же законопроекты.
Если республиканцы-консерваторы хотят «умереть в борьбе», то умеренное крыло партии понимает опасность такого подхода. Сделка внесена в конгресс 20 июля, обсуждать ее можно лишь до 17 сентября. Затягивание процесса чревато тем, что палата представителей вообще не скажет своего слова по соглашению.
Старший научный сотрудник Центра евро-атлантических и оборонных исследований Российского института стратегических исследований Сергей Михайлов сказал в интервью «НГ», что «противоречия в стане республиканцев по соглашению с Тегераном в новом составе конгресса не прекращаются с начала его работы, но свидетельствуют не столько о расколе в лагере республиканцев, сколько о тактических схемах». Так, в марте знаменитое письмо иранским властям подписали 47 сенаторов-республиканцев – абсолютное большинство. При этом председатель сенатского комитета по иностранным делам Боб Коркер, ключевая фигура в этом контексте, подписывать это послание не стал.