Сергей Лавров подвел к столу переговоров Ибрагима Гандура (слева) и Бенджамина Барнабу. Фото Reuters
Министры иностранных дел Судана и Южного Судана прибыли в Россию, чтобы провести переговоры о нормализации отношений. Инициатором встречи стала Москва, которая обеспокоена напряженной ситуацией в регионе. Глава МИД РФ Сергей Лавров также обсудил с коллегами состояние сотрудничества с обеими странами.
Россия всегда выражала озабоченность положением дел в Восточной Африке. Нескончаемые локальные конфликты не обошли стороной и когда-то единый Судан. В 2011 году Южный Судан с преимущественно темнокожим населением отделился от арабской части страны. Казалось, что напряженность должна постепенно сойти на нет, однако в Джубе – столице новоиспеченного государства – разразилась борьба за власть, которая переросла в гражданскую войну. Часть южносуданцев поддерживала президента Салву Киира, а другая – выступила на стороне опального вице-президента Риека Машара. Не остался в стороне и Судан, который поддерживал повстанцев. В итоге при содействии посредников, среди которых была и Россия, бывшие конфликтующие стороны несколько недель назад удалось заставить заключить мирное соглашение.
Лавров на встрече с южносуданским коллегой Бенджамином Барнабой подчеркнул, что августовские договоренности должны выполняться неукоснительно. Министр отметил роль международных организаций в разрешении кризиса в Южном Судане. Барнаба, в свою очередь, поблагодарил Россию за помощь в мирном урегулировании и рассказал об усилиях, которые принимаются Джубой для стабилизации обстановки. Помимо вопросов безопасности министры обсудили состояние российско-южносуданских отношений. Речь шла о развитии торгово-экономического сотрудничества, где ключевыми стали вопросы разведки и добычи углеводородов, сельского хозяйства и строительства инфраструктурных объектов.
Похожие темы глава российской дипломатии обсудил и с главой МИД Судана Ибрагимом Гандуром. Министры договорились до конца года провести в Хартуме заседание российско-суданской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Гандур отметил, что за последние годы отношения России и Судана активизировались. Он выразил надежду, что деловые связи между странами будут расширяться и дальше.
Однако затем политики перешли к межсуданской проблеме. Через четыре года после «развода» страны так и не смогли провести демаркацию границ и референдум, на котором должна была определиться судьба богатого нефтяными запасами района Абьей.
Эксперт по безопасности в Африке Дмитрий Борисов считает, что не стоит ждать каких-то радикальных изменений в отношениях Хартума и Джубы после московской встречи. «Между странами существует много проблем. Во-первых, не урегулирован вопрос о границе и статус района Абьей, в котором должен был пройти референдум, однако стороны не смогли договориться, кто будет участвовать в голосовании. Южный Судан был против участия в референдуме арабских кочевых племен, которые не проживают в этом районе, однако раз в год проходят через его территорию. Во-вторых, после 2011 года большие запасы нефти остались на юге, у которого нет выхода к морю. Между тем все трубопроводы ведут на север. Поэтому Судан устанавливает завышенные тарифы на транзит. И, в-третьих, в Джубе поддерживают повстанцев в Судане, а Хартум во время недавнего конфликта содействовал мятежникам в Южном Судане», – сказал в беседе с «НГ» эксперт.
«Ни Хартум, ни Джуба не могут жить друг без друга. Они как сиамские близнецы, которых разделили, а связь осталась. Их выживание невозможно по отдельности. Стабильное будущее зависит от стабильности соседа. Но договориться они тоже не могут, поскольку, пойдя на уступки, каждый рискует потерять поддержку внутри своей страны. Поэтому политическая целесообразность берет верх, так как правящие верхушки хотят удержаться у власти», – считает Борисов.
Тем не менее по итогам встречи в Москве две африканские страны все-таки заключили соглашение о взаимном сотрудничестве. Оба министра высоко оценили роль России, которая стала «центром взаимодействия между этими странами». Барнаба и Гандур заверили, что и впредь будут использовать московскую площадку для диалога.