Фото Reuters
Страны Африки страдают от экономического спада в Китае. Для многих из них Пекин был основным торговым партнером и мощным источником финансов благодаря спросу со стороны КНР на нефть, металлы, алмазы и другие ископаемые. Теперь же китайская сторона вынуждена сократить импорт сырья. Эксперты, впрочем, не считают сложившуюся ситуацию катастрофической для Африки, несмотря на то, что Запад избегает сотрудничества с некоторыми странами континента.
Президент Зимбабве Роберт Мугабе заявил о возможном отступлении от тесного партнерства с Пекином и возобновлении сотрудничества с западными инвесторами. «Правительство признает важность повторного укрепления связей с международным сообществом», – подчеркнул 91-летний лидер. Хотя ранее юань стал, согласно решению Мугабе, официальным платежным средством наравне с долларом США. Сделки с Пекином в последние пять лет принесли Зимбабве 4 млрд долл., они пошли на обустройство дорог, развитие телекоммуникаций и реализацию аграрных проектов. Тем временем Замбия, северный сосед Зимбабве, столкнулась с необходимостью увольнения тысяч рабочих и распрощается с планами о расширении предприятий из-за снижения интереса Китая к месторождениям меди.
В июне президент Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуш находился в Пекине по личному приглашению председателя КНР Си Цзиньпина. Африканский лидер рассчитывал на новые инвестиции и кредиты. По данным Wall Street Journal, в ходе недельных переговоров лидеры подписали соглашение о строительстве ГЭС стоимостью около 4,5 млрд долл. «Китай и Ангола – добрые братья и давние стратегические партнеры», – сказал тогда Си.
Теперь Ангола, в финансовом плане зависимая от Китая, стала заложницей кризиса в его экономике. «Без китайцев нет денег» – так сформулировал проблему один из ангольских финансистов. Агентство Moody's Investors Service уже объявило о росте государственного долга Анголы и риске стремительного снижения ее рейтинга. Ангола богата нефтью и железной рудой, и Китай всегда вкладывал в их разработку значительные средства.
По заверению инвесторов, на долю крупнейших экономик Восточной Африки (Кении, Эфиопии и др.) выпадает в данном случае меньше беспокойства. Реализация масштабных инфраструктурных проектов, привлекательных для Пекина, на их территории пока идет полным ходом. Пример – строительство железной дороги в Кении от Момбасы до Найроби, в которое вложено 3,8 млрд долл. Государственный банк Китая также финансирует строительство железнодорожной сети в Эфиопии. Исполнительный директор представительства компании Rich Management в Найроби Али Хан Сачу назвал эти области «святым Граалем китайских проектов в Африке» и подтвердил, что на инвестиции в африканскую железную дорогу поставки сырья не влияют.
В беседе с «НГ» главный научный сотрудник Института Дальнего Востока Яков Бергер сказал: «Сейчас Африка находится примерно в таком же положении, как и другие поставщики сырья и энергии в Китай – Россия, Латинская Америка. Китай всегда был локомотивом мирового развития, высокие темпы экономики в этой стране составляли значительную часть прироста мирового ВВП. Конечно, сокращение темпов производства и падающий спрос в КНР отрицательно сказываются на запросах этой страны на сырье. Однако считать, что это катастрофично для мировой экономики и экономики стран – поставщиков сырья, на мой взгляд, неправильно».
Эксперт пояснил, что хотя в стоимостном выражении импорт Китая падает, объемы не сокращаются. Уменьшается лишь количество денег, которое получают за это поставщики. Бергер убежден, что китайский рынок ни для Африки, ни для других поставщиков нефти и полезных ископаемых пока не потерян.
«Китай ведет достаточно разветвленную, широкую экспансию на всех сырьевых рынках, – продолжил Бергер. – Правда, Пекин вкладывает достаточно крупные инвестиции в развитие африканских стран. При этом он идет на риск, инвестируя даже в тех странах континента, где Запад считает ситуацию слишком неустойчивой и неблагоприятной с точки зрения прав человека. Хотя и обставляет это условием использования китайской рабочей силы при реализации тех или иных проектов. Так что с точки зрения создания рабочих мест для стран Африки роль Китая не слишком велика».