Германия ежедневно оказывает теплый прием тысячам просителей убежища. Фото Reuters
Председатель Еврокомиссии (ЕК) Жан-Клод Юнкер представил план по выводу ЕС из миграционного кризиса. В соответствии с этими рекомендациями страны-члены должны разместить у себе за два года дополнительно 120 тыс. просителей убежища, прибывших в Италию, Грецию и Венгрию. Юнкер продолжает настаивать на отвергнутой 25 июня саммитом ЕС идее принудительного распределения, то есть системы квот.
Юнкер в среду выступил в Европарламенте со своим первым обращением «О положении ЕС», посвященном приоритетам работы Еврокомиссии (такие ежегодные выступления появились в 2010-м при Жозе Мануэле Баррозу). Он коснулся вопросов экономического спада, высокой безработицы, ситуации в Украине, изменения климата, но особый акцент сделал на миграционной проблеме.
В частности, Юнкер представил план, который, по его словам, станет «быстрым, решительным и всесторонним» ответом на нынешний кризис.
Как известно, некоторые европейские страны не в состоянии справиться с наплывом просителей убежища, поэтому в отношении них решено отступить от Дублинского регламента, согласно которому мигранты обязаны подавать ходатайство об убежище в стране своего въезда в Евросоюз. Иными словами, применяется так называемый механизм временной защиты. Еще в июле министры внутренних дел и юстиции стран – членов ЕС активно распределяли (на добровольной основе) 40 тыс. мигрантов, прибывших в Италию и Грецию, но договорились лишь относительно 32 256 человек. Этот скандальный эпизод вызвал много критики, так как политиков обвинили в циничном торге там, где речь шла о человеческих жизнях.
Теперь же Юнкер обнародовал предложения, касающиеся «второго чрезвычайного механизма». В его рамках к так толком и не распределенным 40 тыс. будет добавлено 120 тыс. просителей убежища, причем прибывших не только в Италию и Грецию, но и в Венгрию. Рекомендации, таким образом, адресованы 22 странам – членам ЕС (Великобритания, Ирландия и Дания имеют право не принимать участия в схемах распределения мигрантов). Само по себе получившееся число в 160 тыс. человек способно привести в ужас целый ряд стран-членов, но, более того, Юнкер настаивал на принудительном порядке распределения (через квоты) и произнес много громких слов – явно для того, чтобы убедить европейские столицы в полной безнравственности и неуместности их вероятного протеста.
Глава ЕК также считает целесообразным создать постоянную систему распределения, чтобы в будущем быстрее решать похожие миграционные кризисы в случае их возникновения, реформировать порядок предоставления убежища в ЕС и пересмотреть Дублинский регламент. Рекомендации Юнкера, судя по всему, всецело поддерживает канцлер ФРГ Ангела Меркель. После встречи в Берлине с премьер-министром Швеции Стефаном Лёвеном она подчеркнула, что 160 тыс. просителей убежища, возможно, окажется неадекватным масштабу кризиса числом, и предупредила: Старый Свет должен быть готов к распределению при необходимости еще большего количества мигрантов.
Германия, которая и без всяких квот собирается обустроить в этом году 800 тыс. просителей убежища и только в минувшие выходные приняла 20 тыс. человек, поддерживает принудительные схемы, но против них выступают многие другие страны, например Чехия, Словакия, Польша и Румыния. И это невзирая на то, что согласно предлагаемой Еврокомиссией схеме квот 60% новых 120 тыс. просителей убежища должны отправиться в ФРГ, Францию и Испанию. Схема квот составляется не на основе фантазий, а с учетом ВВП страны, ее численности населения, уровня безработицы и количества уже обработанных ходатайств об убежище.
Заведующая Отделом исследований европейской интеграции Института Европы РАН Ольга Потемкина в интервью «НГ» обратила особое внимание на то, что ЕК решила применить механизм «временной защиты», под который уже подпали Италия и Греция, еще и к Венгрии. Эта страна была заводилой в Вышеградской группе (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия), выступая против обязательных квот. Хотя идея таких квот и была отвергнута на саммите ЕС, Брюссель от нее не отказывался, хотя и уступил европейским лидерам, чтобы не вести с ними войну.
«На этом фоне главной интригой будет реакция Вышеградской группы, – отметила эксперт. – 4 сентября в Праге группа провела специальный саммит, чтобы сформулировать позицию ко встрече 14 сентября министров внутренних дел и юстиции ЕС и на ней выступить против обязательных квот. Однако тогда на Венгрию механизм временной защиты еще не распространялся. Вместе с тем, хотя Будапешт сейчас в самом незавидном положении и объективно должен быть заинтересован в том, чтобы согласиться с принудительными квотами, Вышеградская группа вряд ли будет менять свою уже выработанную позицию. Не случайно, еще до того как выступить с речью, глава ЕК неоднократно заявлял, что готов к серьезным политическим баталиям».
Версия о непреклонности Вышеградской группы получает подтверждение. Хотя Варшава во вторник несколько смягчила свою позицию и заявила о готовности принять больше, чем планировавшиеся изначально 2 тыс. человек, президент Польши Анджей Дуда дал понять, что не согласится со схемой Юнкера. В то же время премьер-министр Чехии Богуслав Соботка уверен: квоты нельзя считать положительным решением, а дебаты о них лишь уводят Европу в сторону от действительно существенных и необходимых шагов. А глава правительства Словакии Роберт Фицо даже воскликнул: «Принудительным квотам мы говорим «нет»!».
Потемкина прогнозирует, что в будущем положение Будапешта только усугубится, если посредством военной операции EUNAVFOR Med, которая, видимо, в ближайшее время вступит во вторую стадию, будет реально пресекаться контрабанда людей через Средиземное море. Ведь тогда останется только сухопутный путь, который как раз ведет через Венгрию. Эксперт напомнила: «Ранее до 40% мигрантов, путь которых лежал через венгерскую территорию, были жителями Балканских стран. В связи с этим ЕК планирует составить список так называемых безопасных стран (то есть стран, где не происходит политических преследований), и я думаю, что туда будут включены Балканские страны, которые в противном случае перестанут быть кандидатами на вступление в ЕС. Гражданам «безопасных» стран не то что не будут предоставлять убежища – даже не станут рассматривать их ходатайства. Это сразу отсечет определенную часть мигрантов, подлежащих выдворению».