Фото Reuters
После летних каникул конгресс США возвращается к обсуждению ядерной сделки с Ираном. Совместный всеобъемлющий план действий, согласованный «шестеркой» международных посредников, вызвал ожесточенные споры в Вашингтоне, и сейчас Белый дом и конгресс заняты перетягиванием каната. У сенаторов осталось менее двух недель, чтобы проголосовать по этому вопросу.
Соглашение с Тегераном не подписывалось «шестеркой», а потому не требуется официальной ратификации национальными парламентами. Однако американские конгрессмены могут заблокировать его реализацию, обойдя вето Барака Обамы. Для этого политикам нужно набрать 2/3 голосов «против».
В обеих палатах большинство имеют противники Обамы – члены Республиканской партии, а потому шансы президента выглядят шаткими. Несмотря на это, демократам требуется набрать всего 41 голос сенаторов, чтобы избежать затягивания дебатов. Отпуск пошел Обаме на пользу. Как пишут американские СМИ, ему удалось одержать важную политическую победу, заручившись поддержкой 38 сенаторов. В настоящий момент пятеро сенаторов-демократов заняли выжидательную позицию и пока не высказались по поводу сделки. Кроме того, и среди республиканцев есть колеблющиеся. Все остальные республиканцы в сенате, а также примкнувшие к ним трое демократов, намерены голосовать против иранской ядерной сделки. В палате представителей противники соглашения с Тегераном занимают еще более категоричные позиции, однако и здесь им пока не удается набрать 2/3 голосов.
«Республиканцы уже подготовили резолюцию против соглашения, – напомнил в беседе с «НГ» эксперт по Ирану Владимир Евсеев. – Скорее всего резолюция будет принята большинством голосов, после чего Обама наложит вето. При повторном голосовании часть конгрессменов встанет на сторону президента и фактически одобрит соглашение с Ираном с небольшим перевесом».
В преддверии заседания конгресса агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники сообщило, что санкции против нефтяного и финансового секторов иранской экономики могут отменить в течение первых трех месяцев 2016 года. «Оценку относительно того, выполнил ли свою часть сделки Иран, что откроет путь к снятию санкций, проведет МАГАТЭ», – напоминает агентство.
В ходе заседания совета управляющих МАГАТЭ 7 сентября директор агентства Юкия Амано заявил: «Мы сделаем все, чтобы ускорить нашу работу, но это очень сильно зависит от деятельности Ирана». Однако чиновник выразил уверенность, что Иран попытается реализовать свои обязательства как можно скорее. Ожидается, что все необходимые для проверок приготовления будут завершены к январю или февралю 2016 года.
В Иране соглашение может серьезно повлиять на итоги парламентских выборов, которые состоятся в феврале 2016 года, и пошатнуть позиции президента Хасана Рухани, полагает Евсеев. «Рухани может не получить того, на что рассчитывал: завышенные ожидания вокруг сделки к парламентским выборам схлынут, санкции на момент голосования будут все еще действовать, и если все пойдет по негативному сценарию, верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи может дистанцироваться, и тогда весь явный негатив ляжет на действующего президента. Аятолла находится в оптимальной ситуации: он сразу проявил скепсис по поводу соглашения, а Рухани может проиграть на вторых для себя выборах в 2017 году».
Негативней всего сделку с Ираном воспринял Израиль, который продолжает обвинять Тегеран в эскалации конфликта на Ближнем Востоке. По данным израильских СМИ, Иран намерен заработать на отмене санкций до 150 млрд долл. Ежегодно Тегеран тратит до 30 млрд долл. на армию. Часть этих денег идет на поддержку движения «Хезболлах», Башара Асада и других союзников, пишет Jerusalem Post.
Иран, занимающий четвертое место в мире по величине нефтяных запасов, готовится нарастить производство после снятия санкций. Он намерен производить 3,9 млн барр. нефти в день в марте 2016 года, увеличив этот показатель еще на 1 млн барр. в течение пяти месяцев.