На встрече со Сьюзан Райс Си Цзиньпин выразил готовность расширять двустороннее сотрудничество с США, а также искать конструктивные пути преодоления противоречий. Фото Reuters
Белый дом взвешивает возможность введения санкций против физических и юридических лиц Китая, которые, по мнению Вашингтона, получили выгоду от воровства Пекином коммерческих секретов США. Кроме того, американская пресса утверждает, что позиции председателя КНР Си Цзиньпина подорваны экономическими проблемами. Все это может сыграть свою роль в конце сентября, когда Си примет Барак Обама.
Предположительно окончательное решение о том, вводить или нет пакет беспрецедентных экономических санкций, который активно лоббируют службы безопасности и Министерство финансов, администрация США примет в ближайшие две недели, сообщила Washington Post (WP) со ссылкой на несколько анонимных источников.
По словам одного из них, санкции «пошлют Пекину сигнал о том, что администрация собирается начать отвечать на экономический шпионаж, а также пошлют сигнал частному сектору о том, что она на его стороне».
Как отмечает WP, готовность ввести санкции непосредственно перед визитом Си свидетельствует о том, насколько Вашингтон раздражен поведением китайских хакеров, ворующих все: проекты АЭС, исходные коды поисковых систем, конфиденциальные переговорные позиции энергетических компаний и др. Один из чиновников заявил в этой связи: «Я могу представить себе, что Белый дом скажет: «Давайте не вводить санкции, пока здесь находится глава государства». Я даже могу представить себе, что он перенесет введение санкций на несколько дней. Но я не могу вообразить, что он откажется от этого шага как такового».
Ведущий научный сотрудник Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин напомнил в беседе с «НГ», что американцы давно обвиняют китайскую сторону в кибератаках и краже важных технологических и военных секретов, в то время как Пекин говорит, что к этому не причастен и, в свою очередь, обвиняет Вашингтон в аналогичных преступлениях. В двусторонней повестке дня эта проблема занимает важное место, омрачая американо-китайские отношения.
«Мне кажется, что американцы не будут вводить санкции до визита Си Цзиньпина, – считает эксперт. – Еще больше настраивать против себя Китай и подталкивать его к дальнейшему сближению с Россией было бы неразумно, и США вряд ли в ближайшее время пойдут на это. Скорее всего речь идет об угрозе, которая призвана подействовать на КНР. Вместе с тем вопрос поднят в прессе, а значит, в Белом доме задумываются о подобном шаге. Вполне возможно, что Вашингтон опирается на опыт санкций в отношении РФ, которые, по крайней мере частично, расценивает как успешные и не собирается от них отказываться».
Кибербезопасность наверняка будет обсуждаться на встрече Обамы и Си, как это всегда и бывает на любой американо-китайской встрече высокого уровня. «Вопросы экономического шпионажа и кибербезопасности останутся главными раздражителями в двусторонних отношениях», – сказал один из собеседников WP. Другие непростые сюжеты – политика КНР в Южно-Китайском море, девальвация юаня на фоне падения фондовых бирж, права человека.
Между тем Wall Street Journal, ссылаясь на политических инсайдеров и аналитиков, указывает, что Си, оставаясь популярным лидером, выглядит наиболее уязвимым за все время на посту председателя КНР, который занял в 2012 году. Его имидж более влиятельного и компетентного руководителя, чем его ближайшие предшественники, подорван неудержимым обвалом бирж, внезапной девальвацией национальной валюты, замедлением экономического роста в стране и серией взрывов на складе химикатов в Тяньцзине.
По информации издания, элиты винят Си в том, что он слишком сосредоточен на политических и международных задачах в ущерб экономике, а также замкнул на себя все решения, чем значительно снизил эффективность госуправления. В этой связи японский англоязычный онлайн-журнал по проблемам международной политики Diplomat не преминул намекнуть, что Обама, в свете набирающей обороты президентской гонки в США, еще стремительнее, чем Си, превращается в хромую утку.
По мнению Ларина, домыслы о том, что позиции Си Цзиньпина ослабли, очень сильно преувеличены. Если какие-то колебания в положении председателя КНР и имеют место, то они весьма незначительны. «Американские аналитики склонны время от времени выступать с заявлениями такого типа. Видимо, определенные политические силы в США хотят каким-то образом повлиять на Обаму в преддверии его встречи с Си Цзиньпином», – предположил эксперт. Равным образом, несмотря на падение биржевых индексов, экономика КНР чрезвычайно крепка и еще будет демонстрировать весьма уверенный рост.
Примечательно, что ни побывавшая в Пекине 28–29 августа помощник президента США по национальной безопасности Сьюзан Райс, готовящая переговоры двух лидеров, ни принимавшие ее представители китайской стороны, включая Си, не вспоминали об острых вопросах, а говорили лишь об общих интересах и потенциале сотрудничества. Но, как пишет Diplomat, «без демонстрации крупного достижения как Пекину, так и Вашингтону будет сложно преодолеть преобладающее в обществе мнение о том, что в их отношениях произошел серьезный разворот к ухудшению». Таким достижением в прошлом году стало соглашение по борьбе с изменением климата. Сейчас стороны могли бы предъявить публике существенный прогресс по двустороннему инвестиционному соглашению или окончательно согласованный кодекс поведения при столкновении в воздухе. Но эти договоренности едва ли поспеют к дате встречи двух лидеров.
Ларин также не ожидает прорыва по итогам американо-китайского саммита, хотя не исключает подписания какого-то документа, который позволит сторонам заявить о прогрессе в отношениях. «Противоречия, которые существуют между Вашингтоном и Пекином, слишком глубоки, чтобы говорить о серьезных сдвигах», – заключил эксперт.