Глава дипломатии ЕС (в центре) собрала премьеров Сербии и Косово за круглым столом. Фото со страницы Федерики Могерини в Twitter
Сербия и Косово сделали очередные шаги для нормализации отношений. Во вторник в Брюсселе прошли переговоры премьер-министра Сербии Александра Вучича и главы правительства частично признанного Косово Исы Мустафы. Посредником на встрече была верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, которая заявила о «поворотном моменте» в сербско-косовском диалоге.
Вучич и Мустафа достигли договоренностей сразу по нескольким пунктам. Им удалось согласовать принципы создания Ассоциации сербских муниципалитетов в непризнанном государстве. По мнению Белграда, это должно положительно сказаться на безопасности косовских сербов. Вучич подчеркнул, что «сообщество будет финансироваться из Сербии без налогов и таможенных пошлин» и обзаведется гербом, гимном и флагом. Создаваемая структура будет заниматься некоторыми экономическими вопросами и здравоохранением. Однако Мустафа заверил, что исполнительных полномочий у ассоциации не будет.
Также стороны урегулировали проблему вокруг моста через реку Ибар в городе Косовка-Митровица, на котором сербы ранее установили барьеры. Теперь препятствия должны убрать. Кроме того, премьеры обсудили вопросы телекоммуникаций и энергетики. В скором времени у косовских албанцев появится собственный телефонный код. А сербская национальная компания «Телеком» сможет предоставлять косоварам услуги стационарной и мобильной связи. К тому же сербский национальный поставщик электричества «Электропривреда» учредит две дочерние компании, которые будут обслуживать четыре сербских муниципалитета в Северном Косово.
«Достигнутый сегодня результат говорит о поворотном моменте в нормализации отношений. Принятые решения принесут большую пользу простым людям и помогут обеим сторонам продвинуться на европейском направлении», – заявила Могерини. На сообщения из Брюсселя отреагировал и Госдеп США. В Вашингтоне приветствовали договоренности, похвалили стороны за «приверженность к процессу» и пообещали «и впредь решительно поддерживать диалог».
Сербия не признает независимость Автономного края Косово и Метохия, который провозгласил суверенитет в 2008 году. Москва поддерживает в этом Белград. Позиция России и Китая не позволяют Косово стать полноправным членом международного сообщества, хотя самопровозглашенной республике и удалось добиться признания 108 государств – членов ООН.
Сербам приходится идти на уступки. С недавнего времени одним из основных направлений их внешней политики стала идея вступления в Европейский союз. С 2012 года страна является кандидатом на членство в ЕС. Однако встать на «европейский путь» республике мешает косовская проблема. В Брюсселе настаивают на нормализации отношений Сербии и Косово, поэтому Белград был вынужден сесть за стол переговоров с представителями мятежного региона. Кроме того, необходимо было защищать интересы сербского населения в Косово.
Руководитель Центра этнополитических и межгосударственных конфликтов Института Европы РАН Павел Кандель считает, что называть последние соглашения поворотным моментом не совсем верно. «Этот момент произошел раньше – при заключении брюссельского договора о нормализации отношений, по которому Сербия передала под контроль Приштине северную часть края, населенную сербами. Она пошла на этот шаг, несмотря на возмущение населения. Стало ясно, что Сербия готова на все ради вступления в ЕС», – отметил эксперт в беседе с «НГ».
По его мнению, не стоит преувеличивать значимость Ассоциации сербских муниципалитетов. Кандель подчеркнул, что структура будет обладать символическими полномочиями, а речь об автономии в данном случае не идет. Сообщество скорее станет обычной площадкой для контактов. «Все это говорит о том, что Сербия при правлении тех, кто слыл националистами и русофилами, более того, сам себя так позиционировал, пошла на такие договоренности даже не ради вступления в ЕС – об этом можно еще только мечтать, – а ради переговоров о вступлении», – сказал эксперт. По его словам, статус кандидата ничего еще не значит. «Но раз Сербия согласилась на серьезные уступки за ничего не значащие обещания, то она готова идти в западном фарватере», – пояснил он.
Впрочем, Кандель отметил, что к таким действиям Белград вынуждают внешнеполитические обстоятельства. «Для Сербии оказаться в окружении членов ЕС и НАТО, не будучи в их составе, сродни национальной катастрофе. Страх попасть в окружение преследует любое балканское государство на протяжении последнего столетия. Поэтому подобный вектор объективно неизбежен для Сербии. Но даже в этом случае такой курс можно было разумнее сбалансировать, а не сдавать свои позиции в обмен неизвестно на что», – заключил эксперт.