Мигранты стремятся пересечь Ла-Манш, так как на британском берегу их ждут хорошо организованные диаспоры. Фото Reuters
Франция и Великобритания в четверг подписали соглашение об урегулировании миграционного кризиса в городе Кале, где около 3 тыс. человек из Африки, Ближнего Востока и Азии, надеющихся пересечь Ла-Манш, живут в условиях гуманитарного бедствия. Лондон выделит
10 млн евро в течение двух лет и усилит сотрудничество с Парижем по линии полиции для борьбы с сетями контрабандистов. По мнению экспертов, речь идет о поверхностных мерах, адекватного ответа на миграционные вызовы в Евросоюзе пока нет.
В последние недели в отношениях Франции и Великобритании попытки выработать общий ответ на миграционный кризис в Кале чередовались с взаимными обвинениями. Лондон заявлял, что французские власти не могут обеспечить охрану Евротоннеля, Париж предъявлял претензии к слишком привлекательным, по его мнению, условиям, созданным британскими властями для нелегального заработка, которые и побуждают мигрантов стремиться пересечь Ла-Манш.
И вот вчера сторонам, наконец, удалось объединить усилия. Прибывшие в Кале главы МВД Франции и Великобритании Бернар Казнев и Тереза Мэй подписали соглашение, призванное усилить охрану Евротоннеля, улучшить гуманитарные условия в лагерях, взять под защиту детей и женщин, ввести программы агитации и содействия для возвращения людей на родину, повысить эффективность рассмотрения ходатайств о предоставлении убежища и главное – наладить борьбу с криминалом, доставляющим мигрантов через Ла-Манш. Так, контрабандисты из Лондона просили 1,2 тыс. фунтов стерлингов, чтобы переправить мигранта из Кале в Дувр. Злоумышленники создают в Кале собственные лагеря и используют для пересечения Евротоннеля автомобили, зарегистрированные в Соединенном Королевстве.
Казнев и Мэй посетили Евротоннель и встретились с представителями ассоциаций, оказывающих помощь мигрантам. Согласно достигнутым договоренностям, в Кале прибудет британская полиция, которая бок о бок с французскими стражами порядка будет работать в общем командно-контрольном центре. План предусматривает отправку в Кале дополнительных подразделений французской полиции, более тщательную проверку транспорта, установку вдоль железнодорожных путей новых заграждений, камер слежения и единиц освещения, а также использование технологии инфракрасного обнаружения.
Вероятно, мэру Кале Наташе Бушар удалось обратить внимание и на другие важные аспекты проблемы, о которых она подробно рассказала в среду. По ее мнению, ограничиваться дополнительными мерами по охране Евротоннеля и радоваться снижению числа рвущихся туда мигрантов (с 1,7 тыс. за ночь в начале августа до 100–200) неприемлемо. Необходимо обратить внимание на экономические вопросы. В частности, мэр требует от обеих сторон компенсации в размере
50 млн евро. «Англичане говорят, что могут вложить 25 млн евро в обеспечение охраны порта и Евротоннеля, так что должны найтись возможности выделить 25 млн евро и на экономические нужды», – уверена она.
Кризис в Кале – лишь эпизод миграционной драмы, затрагивающей все страны ЕС. Вчера вечером Казнев отправился в Берлин на встречу с немецким коллегой Томасом де Мезьером обсудить вопрос миграционной политики в Европе. Де Мезьер в среду объявил о новых мерах, которые должны позволить Германии справиться с крупнейшим притоком мигрантов с поствоенных времен. В воскресенье канцлер ФРГ Ангела Меркель предупредила, что миграционный кризис может оказаться опаснее, чем греческий долговой.
Руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский в интервью «НГ» отметил, что у сторон пока нет рецептов для решения первопричин миграционного кризиса в Кале, где находится Евротоннель – мост между континентом и Великобританией. «Если говорить о странах, откуда бегут мигранты, то там ситуация вне контроля, происходят чудовищные вещи, разворачивается гуманитарная катастрофа, связанная с крушением государственных институтов, – пояснил эксперт. – Речь идет не обо всем третьем мире, а о достаточно четко очерченном регионе, пролегающем от Африканского Рога до границ Турции. Так, скажем, в Демократической Республике Конго тоже крайне тяжела ситуация, но оттуда прибывает не такое количество мигрантов, как из Сирии, Ирака, Сомали, Эритреи. Группировка «Исламское государство» уничтожает христиан – куда им деться? Вместе с тем люди бегут не только из зон военных конфликтов, но и по другим причинам».
Что касается причин, по которым магнитом для мигрантов стала именно Великобритания, то Рубинский считает, что англичане пожинают плоды политики мультикультурализма: «Выходцам из бывших британских колоний – Индии, Пакистана, Бангладеш – в свое время предоставили возможность обеспечивать представительство своих коллективных интересов. В итоге образовались структурированные диаспоры, которые предоставляют соплеменникам поддержку, подчас принимающую неуправляемые формы. Франция же всегда отрицала право этнических гетто на представительство».
Как подытожил эксперт, в случае кризиса в Кале Великобритания, главная страна приема мигрантов, и Франция, главная страна-транзитер, плюс Германия, главный банкир и заводской цех ЕС, втроем не могут решить миграционную проблему и даже не представляют себе, что можно сделать. Доминирующее настроение – растерянность.