На фото встреча Сергея Лаврова с главой Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии Х.Ходжей. Фото Е. Песов\Пресс-служба МИД РФ
В четверг состоялся визит в Москву делегации Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил (НКСРОС), которую относят к радикальному крылу. Хотя финальной целью усилий РФ является выход на конференцию Женева-3, сейчас на первый план выдвигается задача убедить повстанцев объединиться с Дамаском против общего врага – «Исламского государства» (ИГ) (группировка запрещена на территории России). Некоторые наблюдатели считают, что приезд НКСРОС может означать изменение позиции Кремля, ранее предполагавшей безусловную поддержку президента Сирии Башара Асада.
Делегаты во главе с президентом НКСРОС Халедом аль-Ходжи провели переговоры с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и замглавы МИД РФ, спецпредставителем президента по Ближнему Востоку и Северной Африке Михаилом Богдановым.
Стороны обсудили политическое урегулирование в Сирии с упором на консолидацию усилий всех сил, противостоящих террористической угрозе.
По словам заместителя президента НКСРОС Хишама Мруе, позиция коалиции заключается в том, что эффективно противостоять терроризму можно, только если сирийцы сплотятся вокруг переходного органа власти, создание которого требует ухода Асада. Москва, напротив, неоднократно подчеркивала, что решать судьбу президента могут лишь сами сирийцы. Именно поэтому, по мнению члена политбюро НКСРОС Бадра Джамуса, предложение российской стороны создать широкий антитеррористический фронт, объединяющий представителей оппозиции и Дамаска, «абсолютно нереально».
Напомним, делегация НКСРОС впервые приехала в Москву 3–4 февраля 2014 года. По инициативе России 26–29 января и 6–9 апреля с.г. в Москве же состоялись два раунда межсирийских переговоров (Москва-1 и Москва-2). НКСРОС отказалась от участия в них. Сейчас Россия продолжает контакты на индивидуальной основе, пояснил Лавров. Тем не менее Богданов заявил, что Москва готова и в третий раз стать площадкой для межсирийских переговоров, если это потребуется.
НКСРОС изъявила готовность рассмотреть вопрос участия в Москве-3, если она состоится и коалиция будет приглашена. Вместе с тем Джамус добавил, что отношение организации к первому и второму раундам консультаций не изменилось: они «не принесли никаких результатов».
Директор Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО(У) МИД РФ Вениамин Попов в интервью «НГ» рассказал, что, хотя финальной целью усилий России является выход на Женеву-3, сейчас на первый план выдвигается иная очевидная задача: убедить повстанцев в необходимости объединиться с Асадом против общего врага – ИГ. «До оппозиции хотят донести, что невозможно разбить сирийские войска, тем самым способствуя успеху джихадистов, а потом разбить и само ИГ», – уточнил Попов.
В то же время источник, близкий к межсирийским переговорам, предположил в беседе с «НГ», что НКСРОС направила в Москву делегацию, так как боится «остаться за бортом». «Когда мы приглашали их на Москву-1 и Москву-2, некоторые представители сначала давали согласие, а потом под нажимом из-за океана отказывались, – проинформировал источник. – Сейчас все большему числу игроков становится ясно, что без России справиться с теми вызовами, которые стоят перед Ближним Востоком, невозможно. Даже радикальное крыло оппозиции, видимо, начинает понимать, что без этих контактов поезд уйдет и они останутся за бортом, потому что другие силы уже выходят на авансцену».
Как передает радиостанция Voice of America, многие наблюдатели приходят к выводу об ослаблении поддержки Москвой режима Асада, и приезд НКСРОС – очередной тому знак. Ранее, указывают эти эксперты, РФ наконец перестала возражать против проведения под эгидой ООН расследования имевших место в Сирии атак с применением химоружия. Причина изменения позиции Кремля кроется, как полагают политологи, в том, что режим Асада ослаб под давлением множества противостоящих ему группировок – как оппозиционных, так и джихадистских. «Я думаю, что Москва в душе приняла падение режима Асада как свершившийся факт», – отмечает глава Исламского комитета РФ Гейдар Джемаль.
Заслуженный деятель науки России Георгий Мирский не согласен с тем, что Кремль меняет позицию в отношении Дамаска, и вот по каким причинам. Во-первых, Дмитрий Медведев, будучи президентом, дал команду не накладывать вето на резолюцию по Ливии, что привело к гибели Муаммара Каддафи. И так как некоторые стали говорить: «Медведев сдал Каддафи», – президент РФ Владимир Путин ни в коем случае не хотел бы, чтобы фраза получила продолжение: «А Путин сдал Асада». Во-вторых, отречение от Асада означало бы, что РФ подставляет ножку Ирану. Тегеран воспримет это крайне негативно. А ведь на фоне достижения соглашения между Исламской Республикой (ИРИ) и «шестеркой» международных посредников может начаться улучшение отношений между Ираном и США. Тогда значение России для ИРИ будет далеко не таким, как сейчас. Поэтому Москва, напротив, заинтересована в том, чтобы показать, что Тегеран всегда может рассчитывать на нее как на своего партнера и союзника.
По прогнозу Мирского, визит делегации НКСРОС будет безрезультатным. «Даже если предположить, что среди оппозиции есть люди, которые готовы согласиться с планом Лаврова прекратить войну против Асада и, наоборот, вместе с ним обрушиться на ИГ, что в принципе было бы самым правильным, то их не послушают люди, которые ведут реальную борьбу и проливают кровь, – уверен эксперт. – Повстанцам, которые находятся на поле боя, все равно, какие решения будут приняты в Москве, Стамбуле, Женеве, Цюрихе: они будут воевать до конца. Тем более что они понимают: дела Асада идут все хуже, он теряет все больше территорий, отдает один город за другим и долго не продержится, а тут еще и американцы наконец решили по-настоящему взяться за обучение и вооружение сирийской оппозиции и согласовали это с Турцией, да и саудовцы, видимо, усилят свою помощь. Так какой же смысл оппозиции идти на компромисс, который предусматривает, что Асад остается?»
В то же время мотивы МИДа понятны, считает Мирский. Ведь неприлично было бы, если бы великие державы сидели сложа руки в то время, как на Ближнем Востоке совершаются такие зверства. Нужно что-то делать – встречаться, создавать коалиции, приглашать тех, других, третьих…
Между тем в среду в трех сирийских городах начал действовать режим прекращения огня. Об этом удалось договориться на встрече в Стамбуле представителям Ирана и исламистской группировки «Ахрар аш-Шам» без участия сирийского правительства. Мера призвана проложить дорогу к более длительному перемирию. В среду же глава МИД ИРИ Мохаммад Джавад Зариф прибыл в Дамаск для переговоров с Асадом и сирийским коллегой Валидом Муаллемом. По данным иранских СМИ, Тегеран готовится представить ООН собственный план урегулирования конфликта в Сирии.