Фото Reuters
Если США выйдут из соглашения с Ираном и не снимут санкций с Исламской Республики (ИРИ), это подорвет авторитет американской администрации, создаст угрозу для статуса доллара в качестве основной мировой резервной валюты и лишит Вашингтон поддержки союзников. Об этом заявил госсекретарь Джон Керри в интервью Reuters. Его прогноз прозвучал как предостережение в адрес конгресса.
«Если мы дадим обратный ход и отклоним сделку, а затем скажем им (союзникам. – «НГ»): «Вам все-таки придется смириться с нашими правилами и санкциями, иначе не получится», – то это верный и очень быстрый путь к тому, что американский доллар прекратит быть главной мировой резервной валютой», – предупредил Керри, по мнению которого США будет нанесен как финансовый, так и политический урон. По его словам, это произойдет не за одну ночь, но нельзя забывать о том, что многие страны раздражены существующими ныне международными финансовыми договоренностями. Он привел в пример сближение России с Китаем и состоявшийся в июле в Уфе саммит БРИКС – «большого блока, объединяющего тех, кто не сидит сложа руки и не ждет, пока США скажут им что делать».
Госсекретарь считает, что в случае провала сделки партнеры США потеряют желание сотрудничать с ними по многим острым вопросам международной повестки дня. В первую очередь союзники выйдут из процесса по урегулированию ситуации в Украине, где уже ведут себя крайне ненадежно. Керри отметил, что в Европе и так стоит ропот: мол, именно Старый Свет расплачивается за жесткий курс Америки – прозрачный намек на санкции в отношении РФ и ответные российские меры. «Что получается, когда мы случайно пересекаемся с ними (партнерами. – «НГ») и говорим: «Нам пришлось поприжать Россию из-за Украины; они все еще не продвинулись в плане выборов и полной имплементации Минских соглашений»?» – задался риторическим вопросом госсекретарь, имея в виду, что терпение европейцев, которые стремятся развивать торговые связи как с Россией, так и с Ираном, но не готовы разрушать евро-атлантическое единство, на пределе.
Керри добавил: «Если мы в итоге накажем санкциями наших собственных союзников, с которыми мы пытаемся вести переговоры по созданию Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП), вы можете себе представить, каким будет ответ. Сложности, которые вырастут из этого, огромны. В том числе станет более популярной идея о том, что основная резервная валюта должна быть другой, потому что США плохо ведут себя и, по сути, не придерживаются соглашений, которых сами достигают в ходе переговоров».
Госсекретарю, несомненно, очень хотелось бы, чтобы его услышали в конгрессе: блокирование сделки законодателями – единственная причина, по которой США еще могут выйти из достигнутого 14 июля в Вене, после долгих месяцев переговорного процесса, соглашения между Тегераном и «шестеркой» международных посредников. «Идея о том, что мы можем просто в некотором роде попрать сделку и в одностороннем порядке выйти из нее, как это хочет сделать конгресс, будет иметь глубоко негативное влияние на представления людей о ведущей роли и надежности Америки», – сказал Керри.
Как полагает управляющий директор FX Strategy Борис Шлоссберг, статус доллара как главной резервной валюты не имеет ничего общего с соглашением ИРИ и «шестерки». Эти проблемы лежат в двух разных и в данном случае непересекающихся плоскостях – финансовой и геополитической. «Мысль о том, что на данном этапе доллар может уступить статус основной резервной валюты по геополитическим причинам, смехотворна, и ничто в сделке с Ираном даже отдаленно не касается этого вопроса», – отметил Шлоссберг.
Давлением на конгресс в большей степени, чем предупреждением о реальных рисках, назвал слова Керри о статусе доллара старший научный сотрудник Центра евро-атлантических и оборонных исследований Российского института стратегических исследований Сергей Михайлов. С одной стороны, трудно отрицать, что статус доллара зависит от геополитических факторов. Более того, именно благодаря контролю Вашингтона над основными геополитическими «нервными центрами» доллар до сих пор остается главной мировой резервной валютой – на фоне не слишком способствующих этому экономических обстоятельств в виде огромного и продолжающего нарастать внешнего долга США и др. С другой – вряд ли судьба сделки с Ираном является геополитическим фактором, способным столь серьезно повлиять на ситуацию.
«Фактически Керри говорит о том, что будет, если США по своему произволу откажутся от уже достигнутого соглашения и начнут требовать более выгодных для себя условий, попутно заставляя остальных членов «шестерки» продолжать санкционный нажим в отношении Ирана, пока эти более выгодные для Америки результаты не будут достигнуты, – пояснил эксперт в беседе с «НГ». – Такой подход сейчас предлагают многие противники сделки с ИРИ в самих США. Госсекретарь же дает им понять, что подобное поведение приведет к полному подрыву доверия к Вашингтону со стороны союзников и других мировых центров силы, а этот подрыв доверия, в свою очередь, ударит по статусу доллара. Хотя нельзя сказать, что данная гипотеза звучит слишком уж натянуто, это скорее абстрактные риторические схемы, в большей степени предназначенные для использования во внутриамериканских дискуссиях».
Даже если задаться вопросом, какие валюты могут рассматриваться в качестве альтернативы доллару, то окажется, что реальных конкурентов у «американца» нет. «С учетом второй за два дня девальвации юаня и мощного обвала китайского фондового рынка, а также еще совсем недавних разговоров о том, устоит ли зона евро из-за проблем Греции, пока что эти две валюты едва ли могут претендовать на то, чтобы заменить доллар в его нынешней роли», – заключил Михайлов.