Перезапуск реактора № 1 (слева) АЭС «Сендай» состоится сегодня, а реактора № 2 – в середине октября. Фото Reuters
Сегодня в Японии впервые почти за два года заработает атомный реактор. Большая часть населения выступает против этого шага, опасаясь повторения катастрофы на АЭС «Фукусима-1». Эта и другие проблемы привели к тому, что популярность Синдзо Абэ упала до рекордно низкого уровня с того момента, как он повторно занял пост премьер-министра в декабре 2012 года.
Когда в марте 2011 года после мощного землетрясения и цунами на АЭС «Фукусима-1» произошла страшная авария, работа всех 43 атомных реакторов страны была приостановлена до их приведения в соответствие с новыми весьма жесткими нормативами безопасности, вступившими в силу с июля 2013 года. Они были разработаны специально сформированной правительством Комиссией по контролю за ядерными объектами (ККЯ).
Единственным исключением стало временное возобновление работы реакторов № 3 и № 4 АЭС «Ои» (префектура Фукуи) компании-оператора Kansai Electric Power. Они функционировали с июля 2012 года до сентября 2013-го.
И вот сегодня, через год и 11 месяцев, в 10.30 по местному времени Япония вновь должна войти в число стран, использующих мирный атом. В городе Сацумасендай на юго-западе острова Кюсю (префектура Кагосима) компания-оператор Kyushu Electric Power приступает к перезапуску реактора № 1 АЭС «Сендай». Генерацию электроэнергии планируется начать в пятницу. Предполагается, что реактор заработает на полную мощность в следующем месяце. Реактор № 2 будет перезапущен в середине октября. Напомним, ККЯ признала реакторы № 1 и № 2 АЭС «Сендай» соответствующими новым требованиям безопасности в сентябре 2014 года, что стало первым подобным случаем. На данный момент поданы заявки на возобновление работы 25 реакторов, только пять признаны отвечающими нормам безопасности.
Главной причиной возврата страны к атомной энергетике являются экономические соображения. Закрытие АЭС вынудило Японию усилить нагрузку на электростанции на ископаемом топливе. Как следствие – издержки на импорт сжиженного природного газа, угля и нефти подскочили в разы, и страна уже четыре года живет в ситуации торгового дефицита, достигшего в 2014-м рекордных 12,8 трлн иен (103 млрд долл.). «Перезапуск АЭС «Сендай», безусловно, очень большой позитивный знак для атомной энергетики в целом и для Кюсю в частности, – считает аналитик Macquarie Group (Токио) Полина Дияшкина. – Продвигаясь вперед, процесс выдачи разрешений на перезапуск пойдет быстрее и с меньшим количеством препон».
Однако, согласно опубликованным в этом месяце результатам соцопроса газеты «Майнити симбун», 57% респондентов отрицательно относятся к перезапуску атомного реактора и только 30% – положительно. В понедельник около 100 демонстрантов собрались у здания Kyushu Electric Power в городе Фукуока. Еще 400 человек протестовали у АЭС в Сацумасендае, а днем ранее их было там около 2 тыс. В ККЯ утверждают, что катастрофа масштаба марта 2011 года невозможна ввиду имплементации новых нормативов. Но протестующие не верят этому. По словам писателя, журналиста и одного из организаторов митингов Сатоси Каматы, Kyushu Electric Power не выполнила требований по защите своих реакторов от землетрясений и от перепадов давления.
На этом фоне рейтинг Абэ сейчас, по данным той же «Майнити симбун», упал до 32%. Для сравнения: еще месяц назад газета «Асахи» оценивала уровень его поддержки в 39%. Таким образом, побит отрицательный рекорд всего второго премьерского срока Абэ. В то же время, хотя предыдущее правительство ныне оппозиционной Демократической партии Японии (ДПЯ) взяло было курс на полный отказ от атомной энергетики, рейтинг ДПЯ гораздо ниже, чем уровень популярности правящей Либерально-демократической партии (ЛДП), и составляет 9% против 28% у ЛДП.
Парадоксы японской политики объяснил в беседе с «НГ» старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Николай Тебин. «Одно дело, когда люди протестуют против АЭС, а другое дело – когда они приходят на избирательные участки, – сказал эксперт. – Граждане понимают, что если они проголосуют за ликвидацию атомной энергетики, то нанесут еще больший удар по экономике». Поэтому антиядерное движение носит в основном поверхностный характер, дальше демонстраций дело не идет.
Тебин напомнил, что на выборах в декабре 2012 года, когда ЛДП с большим перевесом победила всех тех, кто выступал за ликвидацию атомной энергетики, Абэ был очень аккуратен в словах и почти не говорил о своем отношении к АЭС. В основном его кампания строилась на экономических лозунгах. Эта стратегия оказалась верной. Партии, выступавшие с антиядерных позиций, в том числе и ДПЯ, потерпели серьезное поражение. Что касается выборов в декабре 2014 года, то тогда вопрос об атомной энергетике уже был малоактуален, выступления сходили на нет.
По мнению Тебина, рейтинг Абэ падает не столько в связи с запуском атомного реактора, сколько из-за лоббируемых им законопроектов, которые позволят Силам самообороны принимать участие в военных операциях за рубежом (против выступает около 80% граждан). «В целом антиядерное движение – далеко не главная из многочисленных проблем, которые сейчас решает японский премьер. В их числе и удержание в составе коалиции партии «Новая Комэйто», и речь, посвященная годовщине капитуляции во Второй мировой войне, и перевыборы председателя ЛДП в конце сентября, и предстоящая поездка в Китай, и выступление на Генеральной ассамблее ООН. Все эти вопросы очень тесно взаимосвязаны, и на первом месте – оборонные законопроекты, где на кону стоит гораздо больше, чем в сфере АЭС», – заключил эксперт.