Фото пресс-службы МИД РФ
В столице Малайзии в среду открылось заседание глав МИД России и членов АСЕАН (Ассоциации государств Юго-Восточной Азии). Оно проходит наряду со встречей глав внешнеполитических ведомств стран – участниц ВАС – Восточно-Азиатского саммита (АСЕАН-10 плюс Япония, Китай, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, Индия, США и РФ). Самой острой темой дискуссий стал территориальный спор в Южно-Китайском море. По мнению эксперта, Москва не желает быть втянутой в этот конфликт.
Экономика ряда стран АСЕАН, в частности Вьетнама и Индонезии, в последние годы демонстрирует высокие темпы роста. А в перспективе на долю членов этой организации, по прогнозам Всемирного банка, будет приходиться все большая доля мировой торговли. Неудивительно, что крупнейшие державы Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в том числе Китай и США, заинтересованы в формате ВАС и присылают на встречи АСЕАН глав своих дипломатических ведомств.
РФ на ежегодных мероприятиях представляет министр иностранных дел Сергей Лавров. На открытии заседания Россия–АСЕАН в Куала-Лумпуре он подчеркнул, что эта ассоциация – ключевой партнер Москвы в АТР. И в ходе консультаций планируется подготовить комплексный план действий по развитию сотрудничества на 2016–2020 годы.
Комплексный план – это замечательно. Но есть ли у Москвы реальное влияние в регионе и ресурсы для того, чтобы претворить его в жизнь? На данный момент приходится констатировать, что традиционно дружественные отношения с хозяевами конференции – малайзийцами – осложнились из-за гибели малайзийского Boeing над Донбассом. Куала-Лумпур стал одним из инициаторов проекта резолюции в Совете Безопасности ООН о создании международного трибунала.
Хотя Лавров заявил, что нашел полное понимание позиции Москвы со стороны Малайзии, в Куала-Лумпуре ему пришлось отвечать на неприятные вопросы по поводу этой трагедии. Как передал Интерфакс, глава российского МИДа сказал, что РФ не получает данных технического расследования в полном объеме, хотя они предоставляются другим странам.
Министр также прокомментировал утверждения о том, что Boeing был сбит ракетой российского производства. По его словам, достаточно проанализировать элементы ракеты, поразившей самолет, «чтобы выяснить, где была произведена эта конкретная ракета и в армии какого государства она стоит на вооружении». Однако, отметил Лавров, этого сделано не было, и участники расследования не обращались в российский концерн «Алмаз-Антей», производящий ЗРК «Бук», из которого, по утверждению Киева и ряда стран Запада, был сбит малайзийский Boeing.
В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин сказал, что за рубежом часть политических кругов склонна обвинять Россию, хотя прямых доказательств нет. Эта тема не закрыта. Очевидно, Москве и в будущем придется отстаивать свою правоту.
Что касается влияния России в регионе АТР, оно, увы, не велико. «Правда, с Вьетнамом у нас прочные связи на политическом уровне, в военно-технической и экономической сферах. «Дочка» «Газпрома» успешно добывает нефть на вьетнамском шельфе. Однако между Вьетнамом и Китаем идет острый спор из-за контроля над островами в Южно-Китайском море. Думается, Россия ни в коем случае не желает быть в него втянутой. С другой стороны, Китай обещал России поддержку в продвижении ее продукции на рынки Юго-Восточной Азии. Словом, нашей дипломатии есть над чем поработать», – заключил эксперт.
Из сообщений СМИ о прошедшей в Куала-Лумпуре встречи между Лавровым и министром иностранных дел КНР Ван И видно, что вопрос о связях России с АСЕАН затрагивался. Но детали не раскрыты. Зато собеседники подчеркнули важность участия президента РФ Владимира Путина в памятных мероприятиях в Пекине 3 сентября, посвященных 70-летию окончания Второй мировой войны.
В Куала-Лумпуре состоялся и обмен мнениями между Москвой и Вашингтоном по Украине. После встречи с госсекретарем США Джоном Керри Лавров сказал, что работа в подгруппе по безопасности контактной группы по Украине застопорилась по вине Киева, однако Россия и США считают ситуацию преодолимой. Сторонами обсуждался и вопрос о борьбе с запрещенной в РФ группировкой «Исламское государство». Лавров и Керри признали «Халифат» общей угрозой, но не нашли конкретного подхода, как объединить усилия в борьбе с этим злом. Очевидно, разногласия касаются прежде всего отношения к оппозиции в Сирии режиму в Дамаске.
Впрочем, доминирующей темой в Куала-Лумпуре все же был уже упомянутый территориальный спор между Пекином и рядом его соседей в Южно-Китайском море. Вашингтон фактически подталкивает их к созданию единого антикитайского фронта. Ван И, стремясь не допустить этого, сделал несколько успокоительных заявлений. Он, в частности, подчеркнул, что КНР закончила работу по созданию новых островов и хочет снизить напряженность. Однако претензии Пекина на большую часть акватории остаются в силе.