В борьбе с «Исламским государством» иракским военнослужащим помогают почти 10 тысяч американских солдат. Фото Reuters
Разведка, контртеррористические службы и силовики США пытаются прийти к согласию по вопросу о том, какая из экстремистских группировок – «Исламское государство» (ИГ) (группировка запрещена в РФ. - Прим. ред.) или «Аль-Каида» – представляет большую угрозу национальной безопасности. От исхода спора зависит, как распределятся миллиарды долларов на противодействие терроризму и куда окажутся направлены усилия тысяч федеральных агентов, аналитиков разведки и военнослужащих. По мнению экспертов, хотя Белый дом переключился на борьбу с ИГ, основные силы по-прежнему требуется направлять притив «Аль-Каиды».
Многие американские ведомства пришли к выводу, что в качестве основного противника сейчас следует воспринимать группировку «Исламское государство».
Она давно ведет широкую кампанию в социальных сетях и успешно вербует сторонников по всему миру, что делает США ее мишенью. Однако целый ряд структур в американской администрации по-прежнему придает большее значение деятельности «Аль-Каиды» в Сирии и Йемене. Пользуясь неразберихой в этих странах, террористы организуют атаки все большего масштаба.
В итоге мнения в Вашингтоне разделились. ФБР, Министерство юстиции и Министерство национальной безопасности говорят о том, что США подвержены растущему риску, связанному с деятельностью ИГ. А Пентагон, спецслужбы и Национальный антитеррористический центр, которые уделяют больше внимания внешним угрозам, беспокоятся главным образом по поводу зарубежных подразделений «Аль-Каиды». В Белом доме склоняются к тому, чтобы разделять опасения по поводу ИГ: советник президента США по борьбе с терроризмом Лиза Монако недавно заявила об «исключительной угрозе», которую эта группировка представляет для США. А Национальный антитеррористический центр уже заставил группу аналитиков отвлечься от работы с другими угрозами и сосредоточиться именно на ИГ.
Исход спора решит судьбу огромных финансовых средств и человеческих ресурсов. На борьбу с террористами уходит примерно треть годового бюджета спецслужб США (он составляет около 50 мрлд долл.). Из 100 тыс. сотрудников американской разведки защитой страны от экстремистов занимается каждый четвертый. Около 3400 военнослужащих США помогают иракцам бороться с ИГ, в то время как 9800 солдат Пентагона находятся в Афганистане, где оказывается противодействие «Аль-Каиде».
Бывший глава Национального антитеррористического центра Майкл Лейтер заявил, что сейчас его больше беспокоит активность ИГ. «Аль-Каида» пыталась стать более масштабной и разветвленной организацией, но в основном не преуспела в этом, – подчеркнул он. – Региональные группы встали под ее знамя, но на самом деле она никогда не была по-настоящему разветвленным и многокомпонентным движением. «Исламское государство» в этом отношении было более успешным, и поэтому оно более опасно: труднее вычислить его сторонников, труднее провести операцию по борьбе с ним».
«Исламское государство» отличается количеством терактов. С другой стороны, «Аль-Каида» уделяет внимание их качеству, – отметил, напротив, конгрессмен Адам Шифф. – Поэтому «Аль-Каида» в этом отношении очень беспокоит меня, беспокоит даже больше, чем количество терактов ИГ». При этом Джозеф Вотел, глава Управления специальных операций Пентагона, заявил, что угроза со стороны ИГ «более заметна сейчас», однако «Аль-Каида» продолжает вызывать значительное беспокойство Минобороны.
Руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александр Шумилин также убежден, что «Аль-Каида» более опасна для Вашингтона, чем ИГ. «Аль-Каида» – это разбросанная по всему миру агентурная сеть, она действует маленькими ячейками, которые могут обнаружиться в любой точке. Она в большей степени настроена на борьбу со стратегическими противниками вроде Соединенных Штатов – территориально отдаленными, – сказал эксперт. – ИГ же, по сути, является армией, действующей открыто, под определенным знаменем».
Шумилин пояснил, что деятельность ИГ разворачивается в основном в конфликтных зонах, и нанесением точечных ударов вне этих зон представители этой группировки не занимаются. Боевики ИГ действуют на территориях, которые определяют как потенциальные части своего «Халифата»: на Ближнем Востоке, Северном Кавказе, в Северной Африке. «Принципиально дело обстоит именно так, до США «Исламское государство» еще не добралось. Хотя вариации возможны. Какой-нибудь террорист в Америке вполне может расстрелять солдат на базе и провозгласить себя сторонником ИГ. Но это не значит, что эта группировка так запланировала, просто почему-то человеку больше понравилось именно «Исламское государство», а не «Аль-Каида», – заключил эксперт.
Дискуссии о том, какая организация для Вашингтона опаснее, вероятно, завершатся нескоро. Этот вопрос нельзя рассматривать в формате «черное или белое», резюмируют аналитики. Группировки просто действуют различными методами. По словам представителя ФБР Джеймса Корни, хотя «Исламское государство», в отличие от «Аль-Каиды», и не организует масштабных терактов на Западе, оно вербует там людей поодиночке, вдохновляя их на проведение мелких атак. «Они просто напористые. Как дьявол на чьих-нибудь плечах, который шепчет: «Убивай, убивай, убивай», – отметил Корни. В конечном счете и то, и другое – угроза национальной безопасности Америки.