Фото Reuters
В Белом доме дали понять, что не исключают нанесения авиаударов по правительственным войскам Сирии, если они будут угрожать позициям боевиков сирийской оппозиции. Для ясности отметим, что речь идет о так называемой Свободной армии Сирии (САС), которую американцы создали, обучили и вооружили для борьбы с режимом Башара Асада – как сообщалось, через специальные центры подготовки ежегодно проходят более 5 тыс. боевиков.
Существуют неопровержимые доказательства, что из таких же благих побуждений Вашингтон поддерживал и другие оппозиционные группировки, из которых непостижимым образом возникло «Исламское государство» (ИГ) (группировка запрещена в России). В общем, тот самый классический вариант, когда хотели как лучше, а сложилась такая ситуация, что сам черт ногу сломит.
Вашингтон только бы аплодировал, если бы, как это и задумывалось, и САС, и ИГ, и даже филиал «Аль-Каиды» в Сирии, который носит название Фронт ан-Нусра, а также другие менее известные и не такие именитые группировки совместными усилиями навалились и свергли Асада. Однако процесс вышел из-под контроля. И теперь все, на кого в США делали ставку, воюют не только против правительственных войск Дамаска, но и друг против друга. И против Америки в том числе.
При этом на Потомаке не сразу осознали, что их сирийский проект в один прекрасный момент приобрел квазипричудливую форму, а только тогда, когда гипотетические соратники США в борьбе с Асадом стали выкладывать в соцсетях кадры публичной казни неверных, в том числе американских граждан. И самое примечательное, что замарали руки в крови неверных не только радикалы из «Исламского государства» и Фронта ан-Нусра, но и представители некоторых группировок, входящих в проамериканскую Свободную армию Сирии. Впрочем, рассуждать о неоднородности САС сейчас нет никакого смысла, поскольку в военном отношении к середине 2015 года группировка фактически уже не существует.
Сокрушительный удар по САС был нанесен еще год назад, когда под напором Фронта ан-Нусра пал ее последний укрепрайон в провинции Идиб на севере Сирии. Это был полнейший разгром. Причем все произошло без единого выстрела – так называемые умеренные повстанцы просто разбежались, побросав оружие и амуницию на поле несостоявшегося боя. В результате Фронту ан-Нусра достался весь арсенал, поставленный американцами для САС, включая тяжелое вооружение – противотанковые ракеты TOW, системы залпового огня и т.д.
Британский Telegraph назвал это событие «реализацией самого кошмарного сценария для США». А корреспондент Washington Post Лиз Слай, которая, как и все правильные американцы до определенного момента была ярым сторонником Свободной армии Сирии, сравнила разгром в провинции Идиб с «ударом по надеждам администрации Барака Обамы относительно умеренной альтернативы сирийскому лидеру Башару Асаду».
В общем, от подразделений Свободной армии Сирии сегодня мало что осталось. Их уже не столько добивают, сколько «перевоспитывают». На днях BBC News распространило сообщение о захвате Фронтом ан-Нусра ряда боевиков, ранее прошедших обучение в США для борьбы с войсками президента Башара Асада. Подробностей об их судьбе нет, зато стало известно, что по случаю ан-Нусра выступила с заявлением, в котором предостерегла других боевиков САС от участия в «американском проекте». Комментировать эту новость Пентагон не стал.
А что тут, собственно, комментировать? Бомбить надо! Что, собственно американцы и делали, периодически нанося ракетно-бомбовые удары по позициям «Исламского государства» и Фронта ан-Нусра, объявленных вне закона. И это можно было бы считать посильным вкладом США в борьбу с исламским терроризмом, оккупировавшим изрядные территории на Ближнем Востоке и представляющим реальную угрозу современному мироустройству. В какой-то момент даже показалось, будто и Башар Асад американцам уже не заклятый враг, а где-то даже союзник, поскольку его армия тоже противостоит Фронту ан-Нусра и «Исламскому государству». И поскольку Свободная армия Сирии де-факто представляет собой фантом, получается, что кроме армии Башара Асада других союзников у США, заваривших всю эту кашу, и нет. И если сейчас американцы начнут в ответ даже на случайную перестрелку (при этом не исключена и банальная провокация!) между подразделениями Дамаска и какими-то группировками, ассоциирующими себя с САС, применять авиацию, получится, что они фактически встали на сторону террористов…
Трудно сказать, как долго в Госдепе размышляли над сложившейся коллизией. Однако в результате появилось следующее заявление представителя Совета нацбезопасности Алистара Баски: «Мы не будем вдаваться в подробности правил нашего вовлечения, но должен сказать, что будем предпринимать необходимые шаги для того, чтоб обеспечить этим силам (САС. – «НГ») возможность успешно осуществлять свою миссию». А поскольку ровно ничего не было сказано по поводу «вовлечения» и непонятно, какая может быть миссия у того, чего практически нет, помочь своему коллеге выпутаться из логического тупика от имени и по поручению Пентагона попыталась Элиса Смит, которая отметила, что главной целью аваиаудров США и международной коалиции являются все-таки боевики «Исламского государства». Но под конец добавила: «Мы тем не менее признаем, что много групп воюет сейчас на многочисленных фронтах, включая и те, кто воюет против режима и других террористов».
Вот теперь что-то проясняется. Во-первых, в зоне конфликта у США вообще нет реальных союзников за исключением неких «групп», а это значит, что так называемый американский проект в Сирии практически провалился. Во-вторых, главная задача Вашингтона в Сирии борьба не с терроризмом, а все-таки с Башаром Асадом. И американцы только ищут повод, чтобы снова пустить в ход силу. И в-третьих, похоже, что бомбометание становится универсальным инструментом американской политики. Особенно, когда других аргументов не существует, а править миром или его регионами очень хочется.