Лоран Фабиус (слева) приехал к президенту Ирана Хасану Рухани проторить дорогу французскому бизнесу. Фото Reuters
Итальянская делегация во главе с министром иностранных дел Паоло Джентилони едет в Иран. Прибытие высокопоставленных гостей ожидается во вторник. Они станут не первыми и не последними европейскими представителями, которые стремятся в Исламскую Республику (ИРИ) в связи с заключением ядерной сделки. Берлин отправил своих эмиссаров спустя пять дней после достижения соглашения, глава французского МИДа Лоран Фабиус побывал в Тегеране на прошлой неделе, а визит нескольких десятков ведущих бизнесменов Франции и Испании запланирован на сентябрь. При этом всех предпринимателей пугает возможность возвращения санкций.
«Италия сможет удовлетворить потребности Ирана во многих сферах: энергетике, автоиндустрии, возведении железнодорожных путей и сталелитейных фабрик», – сказал посол Ирана в Италии Джаханбахш Мозаффари. По его словам, Рим решительно настроен вновь стать ведущим европейским торговым партнером ИРИ. Объем взаимной торговли, достигавший в лучшие времена 7 млрд долл., снизился после введения санкций в семь раз.
Развивать бизнес в Иране хотят не только представители Италии, но и компании других европейских стран. О своих планах сообщил французский автомобильный гигант Peugeot, для которого ИРИ раньше была вторым по размеру внешним рынком. Теперь автостроители Пятой республики вновь ведут переговоры с иранской компанией Khodro, которая до введения ограничений являлась их партнером. Шведский производитель бытовых приборов SEB тоже готов вернуться. В интервью New York Times представитель компании сказал, что иранский рынок по объему может сравниться с турецким или испанским. Ожидаются проекты туристических и энергодобывающих компаний. Европейских – но не американских.
Американские чиновники, безусловно, понимают значимость открывающихся экономических перспектив. «Не каждый день появляется большой потенциальный рынок с нарождающимся средним классом», – заявил Филипп Гордон, который два последних года координировал работу Белого дома в отношении Ближнего Востока. Тем не менее, несмотря на заключение ядерной сделки, компаниям США работа с ИРИ до сих пор запрещена, за исключением производителей пассажирских самолетов вроде Boeing. Дело в том, что Иран продолжает находиться в американском списке стран – спонсоров терроризма и считаться страной, где нарушаются права человека. Именно это мешает работе с ним.
Для европейского бизнеса тоже не все так гладко. По условиям соглашения в случае нарушения сделки Тегераном любая страна «шестерки» в одиночном порядке после предоставления доказательств может добиться возвращения санкционного режима в полном объеме. Такая ситуация вызывает неопределенность в предпринимательских кругах: масштабные проекты требуют годы долгосрочных вложений, и невозможность положиться на контрагента способна привести к краху всей инициативы.
В столь неприятной непредвиденной ситуации предпринимателей может спасти так называемая дедушкина оговорка, предусмотренная ядерной сделкой. Эта юридическая конструкция предусматривает защиту всех вложений и инвестиций, совершенных до момента обнародования жалоб на нарушения иранской стороной своих обязательств. Подробный порядок реализации защиты таких правоотношений не прописан, что не добавляет коммерсантам уверенности, однако для многих из них потенциальные плюсы значительно перевешивают возможные трудности.
«Говорить о полноценном восстановлении торговых отношений пока рано, – сказала в интервью «НГ» старший научный сотрудник Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Елена Дунаева. – Европейцы заинтересованы и в иранском рынке, и в иранских ресурсах, однако для развития широких и свободных связей остается еще очень много препятствий». По словам эксперта, прежде всего требуется реформировать законодательство самого Ирана, и на это нужно время. В период президентства Мохаммада Хатами некоторые шаги в этом направлении были сделаны, но потом санкции отбросили Тегеран обратно. Кроме того, пока действовали ограничения, китайские компании значительно укрепили свои позиции. Что касается реакционных кругов внутри ИРИ, то потенциальные финансовые выгоды не убедят их в верности выбранного курса – они считают, что с Западом вообще не нужно иметь никаких дел, необходимо ориентироваться на сближение с Востоком и исламскими соседями по региону, сплачивая их вокруг себя, заключила Дунаева.