Мартин Демпси считает, что ключ к успеху миротворческих миссий – равноправное участие в них всех стран ООН. Фото с сайта www.defense.gov
В миротворческих миссиях ООН в основном участвуют представители беднейших стран, главным образом южноазиатских и африканских, тогда как европейские государства теряют интерес к данной деятельности. Об этом заявил председатель Комитета начальников штабов Вооруженных сил США генерал Мартин Демпси. Он предупредил дипломатов ООН о растущем безразличии общественности к вооруженным конфликтам по всему миру.
«Мне кажется, может наступить такой момент, когда эти проблемы (вооруженных конфликтов. – «НГ») достигнут такого масштаба, что у нас выработается к ним иммунитет», – сказал генерал во вторник на приеме, призванном привлечь интерес к саммиту по проблемам миротворчества.
Мероприятие должно пройти 28 сентября, и президент США Барак Обама – его основной организатор. «Нам надо встряхнуться, вернуться в реальность и понять, что мы можем что-то сделать с этими конфликтами», – призвал Демпси.
Всего на сегодняшний день «под ружьем» у миротворцев свыше 120 тыс. человек. Они находятся на Голанских высотах, в Южном Судане, Мали, Конго и суданском Дарфуре. Демпси обратил внимание на падение интереса к участию в миротворческих миссиях при все возрастающей потребности в них для решения мировых конфликтов. Генерал отметил: несмотря на то что солдат и ресурсы миротворческим силам поставляет 121 член ООН, все 16 проводимых ими операций в основном зависят от личного состава из беднейших стран мира – главным образом Южной Азии и Африки. Среди основных «доноров» солдат – Бангладеш, Эфиопия и Непал.
США, в свою очередь, берут на себя роль основного поставщика финансов – на долю Вашингтона приходится 28% поступлений в миротворческий бюджет, объем которого, по данным веб-сайта ООН, превышает 8,4 млрд долл. По словам Демпси, ответственность за стабильность и безопасность в мире распределена совершенно неравномерно и исправление этой ситуации – единственный способ поддержать эффективность миротворческих институтов.
На этом фоне Вашингтон призывает своих европейских партнеров сыграть более значимую роль в их функционировании, учитывая глобальные геополитические изменения. «За 41 год моей службы в армии я никогда не видел таких значительных сдвигов в международной безопасности, какие происходят сегодня по всему миру. Сложное сочетание угроз и то, что я назвал бы «геополитическим жокейством», требуют от нас учитывать непредсказуемость мирового ландшафта», – считает Демпси.
Еще в марте постоянный представитель США в ООН Саманта Пауэр отмечала, что 20 лет назад европейцы составляли до 40% солдат миротворческих сил, сейчас же эта цифра упала до 7%. По ее мнению, в такой статистике виноваты в том числе геноциды в Руанде и на Балканах, которые европейские миротворцы предотвратить не смогли. У них не было четких полномочий на использование силы, и их противники получали преимущество. «Миротворчество с тех пор претерпело изменения. Сегодня у (миротворческих. – «НГ») миссий есть четко прописанное право применять силу и мандат на защиту мирных жителей. 20 лет назад прямой обязанности по защите мирного населения не было ни у одной из миссий, сейчас же такая задача стоит перед 98% действующих миротворцев», – сказала дипломат.
Демпси высказался и в пользу других реформ миротворческой системы ООН. Он убежден, что создание сил быстрого реагирования, способных в срок от 30 до 90 дней отправиться в зону конфликта на ограниченный период, поможет упредить кризисы в зародыше и предотвратить эскалацию насилия. Для этого необходимо больше высококлассных специалистов. Также миротворцам нужна техника – бронеавтомобили, штурмовые вертолеты, транспортные самолеты – и оборудование – разведывательные и коммуникационные устройства.
«Мое мнение совпадает с официальной позицией России – миротворческие операции, которые проводит ООН, полезны для мира. Это касается африканских стран, Ближнего Востока и других горячих точек», – поделился своим видением проблемы в беседе с «НГ» член кадрового резерва политдепартамента ООН по вопросам урегулирования конфликтов, профессор кафедры мировой политики и мировых отношений Российского государственного гуманитарного университета Владимир Пряхин. Эксперт полагает, что необходимо повышать эффективность операций путем внедрения новых технических средств, в том числе беспилотных летательных аппаратов.
С другой стороны, у вопроса помимо технического есть и политический аспект. Пряхин подчеркнул, что стремление увеличить европейское участие его настораживает, поскольку многие из европейских стран – члены НАТО, и они могут попытаться использовать этот инструмент в собственных целях. В любом случае все важные решения должны приниматься в Совете Безопасности ООН, а нижестоящие органы обязаны ему подчиняться. Эксперт положительно относится к участию в миротворческих операциях малых стран. «Фиджийцы, например, живут за счет миротворчества, все их вооруженные силы служат по заданию ООН. Они отличные солдаты, они неплохо показали себя в Руанде – их, к сожалению, только поздно туда направили. Демографическая картина мира меняется, и проблем в этом нет», – подвел итог Пряхин.