Перед парламентом сотни людей выкрикивали пацифистские и антиправительственные лозунги. Фото Reuters
Нижняя палата японского парламента сегодня может одобрить ряд законопроектов, которые позволят Силам самообороны страны принимать участие в военных операциях за рубежом. Общественность не поддерживает данные меры. Популярность премьер-министра Синдзо Абэ падает. Наблюдатели считают, что он находится в самой тяжелой ситуации с момента прихода к власти в декабре 2012 года.
Спорные законопроекты в среду поддержал профильный комитет палаты представителей. По данным главного секретаря кабинета министров Ёсихидэ Суги, вопрос об отмене запрета на участие Японии в коллективной самообороне и на защиту дружественных ей государств депутаты обсуждали более 100 часов. При этом оппозиция пыталась помешать председателю комитета национальной безопасности Ясуказу Хамаде провести голосование и размахивала плакатами «Политика Абэ непростительна!» и «Нет протаскиванию законопроектов!» – редкое для японского парламента зрелище.
Уже сегодня ожидается поддержка этих законопроектов всей нижней палатой, где правящая коалиция имеет подавляющее большинство. Если документы будут ветированы палатой советников, что само по себе маловероятно, то у них останутся крайне высокие шансы на выживание: необходимы голоса двух третей состава палаты представителей, а это как раз и есть доля правящей коалиции.
Правительство говорит, что меры, которые поддерживает ключевой союзник Токио – Вашингтон, жизненно важны для сохранения союзнических связей и ответа на новые угрозы, например, со стороны КНР и КНДР.
Критики же утверждают, что речь идет о пересмотре пацифистской Конституции Японии, чреватом втягиванием страны в военные операции, которые США проводят в разных уголках мира. В качестве примеров того, чем могут заняться Силы самообороны после принятия новых законов, Абэ ранее называл боевое траление в Ормузском проливе у берегов Ирана, защиту американского военного корабля с японскими гражданами на борту или участие в международных миротворческих операциях.
Около 80% граждан не поддерживают милитаристские законопроекты, которые считают противоречащими основному закону 90% японских экспертов по конституционному праву. Во вторник более 20 тыс. протестующих собрались в столичном парке «Хибия» с требованием отозвать инициативы из парламента. Общественность также выступает против возобновления работы японских АЭС (в августе будет запущен один из реакторов в Сендае – первый с момента катастрофы в Фукусиме). Другими раздражителями являются стоимость строительства нового стадиона для летних Олимпийских игр 2020 года, конфликт Абэ с губернатором Окинавы вокруг базы ВВС США и ожидающееся заявление премьера к 70-летию окончания Второй мировой войны, способное обострить внешнеполитические противоречия.
Синдзо Абэ мечтает превратить страну в важного игрока на мировой арене. Фото Reuters |
Ведущий научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Павлятенко сказал в беседе с «НГ», что Абэ продолжает дело отца (Синтаро Абэ – министр иностранных дел в 1982–1986 годах. – «НГ») и воплощает в жизнь его мечту – превратить Японию в важного игрока на мировой арене не только в экономическом, но и в военно-политическом плане. В рамках этого курса он впервые принял стратегию национальной безопасности, создал Совет национальной безопасности, изменил правила экспорта вооружений, провел через парламент закон о государственной тайне и, наконец, поднял вопрос о коллективной безопасности. Общественность в целом ряде вопросов поддержала его, но не в последнем случае.
«Дело в том, что правительству не удалось донести до народа, для чего нужны эти законопроекты, – пояснил эксперт. – Раньше Токио, проявляя солидарность, отделывался то кошельком, то какими-то незначительными мероприятиями. Так, в Ираке три года находилось 660 японцев, их охранял австралийский контингент, и они занимались хозяйственной работой – восстановлением нефтепроводов. Теперь же общественность и оппозиционные партии опасаются, что страна окажется насильно втянутой в сомнительные кампании, отнюдь не связанные с сохранением мира, которые американцы проводят на международной арене».
По словам Павлятенко, Абэ демонстрирует лояльность США. «Японо-американский союз – это основа внешней и военной политики Токио, – подчеркнул он. – Политика Японии в регионе устраивает Вашингтон, так как полностью направлена на сдерживание Китая. Токио, таким образом, получает от американской стороны карт-бланш. Но если за новым толкованием Конституции последует ее реальный пересмотр, этот сценарий США не устроит».
На этом фоне популярность Абэ падает. Его упрекают в авторитаризме, в открытом игнорировании пожеланий народа. В рейтинге газеты «Асахи», опубликованном в понедельник, уровень неодобрения политики премьера вырос на 5% – до 42% – при уровне поддержки в 39%. Ветераны японской политики предсказывают, что Абэ может пойти по стопам деда – Нобусукэ Киси: достичь желаемого, но уйти в отставку. Напомним, Киси, премьер в 1957–1960 годах, был вынужден покинуть свой пост вскоре после подписания Договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией. Он был инициатором пересмотра Конституции с целью возвращения Японии права на полноценные вооруженные силы.
Кажется, история не учит Абэ. Но он делает ставку на слабость оппозиции и на поддержку в рядах собственной, Либерально-демократической партии (ему предстоит переизбираться в качестве ее руководителя в сентябре). И, конечно, на те безусловные успехи, которых ему удалось достичь в экономике.
«Рейтинг Абэ немного упал, но его позиции остаются устойчивыми. Думаю, уверенности ему придает и стремление реабилитироваться за неудачный период премьерства в 2006–2007 годах. С марта 2011 года 53 реактора и 30% энергетики выпали из экономического оборота, а страна остается с экономической точки зрения такой же, какой была, и это заслуга кабинета», – заключил Павлятенко.