Оптимизм Федерики Могерини и европейских политиков контрастирует с тревогой вашингтонских сенаторов. Фото Reuters
Заключение сделки между «шестеркой» международных посредников и Ираном ожидалось в Вене вчера вечером. Мировые СМИ обсуждали трудности «последних 5% переговоров» и сравнивали многолетний процесс с восхождением на горную вершину. Между тем убедить американских конгрессменов одобрить финальное соглашение по иранской ядерной программе администрации США будет совсем непросто.
Из Вены вчера приходили обнадеживающие новости: по словам главы Организации по атомной энергии Ирана Али Акбара Салехи, стороны уже устраняют лишь разногласия в формулировках. Решен даже крайне острый вопрос об оружейном эмбарго. Изначально Иран и Россия требовали его немедленного снятия, США настаивали на восьмилетнем сроке, Китай же предложил отменить ограничение спустя два года.
Вчера вечером с телеобращением к нации по поводу ядерной программы планировал обратиться президент Ирана Хасан Рухани, хотя замглавы иранского МИДа Аббас Аракчи предостерег мировую общественность, что заключение сделки не гарантировано даже во вторник.
Если в Вене настроение в целом умеренно позитивное, то вашингтонские политики не спешат его разделять. Переговорщики не успели заключить финальное соглашение до 9 июля – это значит, что у американских законодателей будет 60 дней на рассмотрение предложенной им сделки и вынесение своего решения. Об этом сказал в эфире телеканала Fox News лидер сенатского большинства сенатор-республиканец Митч Макконнелл. «Конгрессу будет очень непросто продать этот «сомнительный товар», если сделка все-таки будет заключена. Обама может добиться своего, если заручится поддержкой 34 демократов – таковы условия», – сказал он. За несколько минут сенатор пять раз назвал иранскую сделку сомнительным товаром.
Макконнелл заявил, что республиканцы будут оценивать заключенное соглашение по нескольким критериям: доступ к иранским военным объектам, раскрытие информации о прошлых военных изысканиях Тегерана в атомной области и возможность установления достоверности предоставленных Исламской Республикой сведений.
«Знаю, что будут призывы не идти против президента по такому важному для него вопросу, однако я надеюсь, что демократы смогут взглянуть на ситуацию объективно», – подчеркнул Макконнелл.
Председатель комитета по международным делам сената Боб Коркер в интервью телеканалу NBC изложил свои претензии: «Скорее всего Иран будет жульничать по мелочам. Они будут мухлевать, мошенничать и плутовать. Это будет похоже на медленную варку куриного яйца – то есть рано или поздно у них появится атомная бомба».
Некоторые демократы тоже не в восторге от соглашения. Бывший председатель комитета по международным делам, сенатор-демократ Роберт Менендес заявил, что позиция США изменилась, и теперь Вашингтон ищет не «предотвращения попадания ядерного оружия в руки Ирана, а контроля над этим процессом». «Мы должны дать им понять, что наша решительность рассчитана на долгий срок», – сказал политик в интервью телеканалу CBS.
Потенциальный кандидат в президенты от демократов Джим Уэбб отметил, что он «очень сомневается», что согласился бы на условия сделки. «Отношения с Ираном можно улучшить и по-другому. Необязательно заключать эту сделку, чтобы искать дальнейшие пути взаимодействия», – поделился с прессой Уэбб.
«Безусловно, провести ратификацию этого соглашения будет непросто, хотя все зависит от окончательных условий, которые будут опубликованы», – рассказал о своей оценке перспектив принятия соглашения законодателями в беседе с «НГ» старший преподаватель кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО(У) МИД России Александр Истомин. По его словам, несмотря на пессимизм некоторых сенаторов и конгрессменов, считать идею бесперспективной нет оснований. «Для Обамы это должно стать венцом его внешнеполитической деятельности в ходе второго срока», – подчеркнул эксперт.
Если в ходе первого срока как свой главный международный успех президент США обозначал перезагрузку отношений с Россией и принятие Договора СНВ-3, то второй срок оказался скуп на внешнеполитические победы. «Обаме нужно яркое достижение, которое подведет итог его второму президентскому сроку. Это может быть и соглашение с Ираном, и Транстихоокеанское партнерство (ТТП), – отметил Истомин. – По вопросу ТТП пока возникли сложности, и поэтому администрация бросит все силы на то, чтобы ядерная сделка с Тегераном была одобрена».