0
7116
Газета В мире Интернет-версия

13.07.2015 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Стоит ли Западу опасаться ШОС

Александр Князев

Об авторе: Александр Алексеевич Князев – эксперт по Центральной Азии и Ближнему Востоку, доктор исторических наук.

Тэги: шос, саммит, уфа, экономика, китай, средняя азия, казахстан


шос, саммит, уфа, экономика, китай, средняя азия, казахстан Фото Reuters

При всей пафосности официоза и многочисленных групп поддержки в адрес прошедшего в Уфе очередного саммита ШОС необходимо отметить достаточно сложную позицию российской политической элиты в отношении этой организации. А именно латентное, внешне неочевидное, но активное противостояние ее развитию. Роль младшего брата российскую сторону, понятное дело, не устраивает. На равное с Китаем участие нет ресурса из-за не самого оптимистического состояния экономики и финансов. Сферу безопасности, где Москва могла бы долго сохранять за собой серьезное доминирование, российское руководство перенесло на другие площадки, двусторонние и ОДКБ, де-факто смирившись с задаваемой Китаем доминантой: ШОС – инструмент продвижения экономических интересов Китая на пространстве этой организации. И остается только вспоминать, что начиналась организация скорее как институт региональной безопасности, еще лет 8–10 назад подававший признаки создания альтернативы ОБСЕ и даже ООН в этой сфере.

Сегодня дилемма ШОС весьма проста и заключается в необходимости столь же простого выбора: страны-участники совместно работают по реализации китайского проекта Экономического пояса Нового шелкового пути, изыскивая в нем выгодные для себя позиции, или ШОС окончательно перерождается в одну из многих региональных, пусть и весьма масштабных, переговорных площадок. Уже видно даже по ежегодным саммитам: постепенно главным содержанием становятся двусторонние встречи лидеров стран на полях ШОС, а не собственно саммиты, которые принимали бы какие-то эффективно работающие в последующем и отвечающие интересам всех участников решения.

Руководство республик Средней Азии и Казахстана свой выбор, судя по всему, задолго до уфимского саммита сделало в пользу китайского проекта. Попытки России настаивать на особых условиях участия для себя и сохранении среднеазиатских республик в сфере своего влияния в Уфе в решения не вылились, будучи переведены в сферу компетенции рабочих групп. Это комильфо, по факту же реализация китайского проекта запущена с сентября 2013 года, когда перед бишкекским саммитом ШОС председатель Си совершил беспрецедентный по масштабам инвестиционных предложений вояж по среднеазиатским столицам. И работа идет на основе двусторонних договоренностей с Душанбе и Бишкеком, Ташкентом и Астаной, а также не участвующим в ШОС Ашхабадом. Оставляя ШОС ради comme il faut, «сообразно приличиям».

Можно было бы долго и не рассуждать о развитии ШОС, а констатировать продолжающуюся эволюцию организации в сторону окончательного превращения в «министерство внешнеэкономической деятельности» Китая. Коррективы в этот сценарий может привнести вхождение в состав ШОС в качестве полноправного члена Индии с ее стремительно возникшей ревностной в отношении Китая активностью в регионе. Китайско-индийская конкурентность может внести и в ШОС, и в регион новое напряжение, отодвигая Россию дальше, дальше, дальше…

Хотя само по себе вступление Индии и тем более Пакистана в ШОС не повлияет глобально на роль ШОС в мировой политике: сама Шанхайская организация не стремится к принципиальным изменениям этой роли. Да, Пакистан важен как актор в сфере безопасности региона, но за патронаж над ним сегодня соперничают КНР и США, Россия в этом процессе – участник второго уровня, рядом с Узбекистаном, Таджикистаном… Основной региональный источник нестабильности, афганский конфликт в значительной степени связан с пакистанской ситуацией. Но этот фактор был бы важен, если бы ШОС взяла на себя ответственность стать главным модератором афганского урегулирования. Такого стремления не видно, доминирующим фактором всей ситуации в Афганистане продолжают оставаться США. И вряд ли на этот вопрос способны оказать принципиальное воздействие встречи афганского президента Ашрафа Гани с президентом Владимиром Путиным или председателем Си Цзиньпином в Уфе. ШОС могла бы взять на себя функцию разрешения индо-пакистанского конфликта, создав внутри организации соответствующий механизм, однако из комментариев уфимских ньюсмейкеров ясно, что подобное сотрудничество в ШОС даже не рассматривается. ШОС могла бы отказаться от услуг МАГАТЭ и, приняв в полноценные члены Иран, создать собственную организацию по контролю над ядерными программами стран-участниц. Очевидно же, что МАГАТЭ ангажированная организация, что ДНЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия) работает избирательно, что необходим свой региональный механизм контроля по ядерному вопросу. Но на такие решения ШОС не идет: никто из участников, включая и ведущего, КНР, к таким вызовам США и Запада явно не готов.

Отсюда вытекает, что ШОС – в слишком малой степени функциональная организация, и эта функциональность все больше снижается, сводя все к роли переговорной площадки. На Западе одно время серьезно опасались ШОС как альтернативы западноцентричному мироустройству. Однако, судя по всему, опасались зря.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1316
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1508
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1620
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3873

Другие новости