Реджеп Тайип Эрдоган недоволен результатами выборов и опасается эрозии своей власти. Фото с официального сайта президента Турции
Спустя месяц после парламентских выборов в Турции все еще не сформировано правительство. Оппозиция винит президента Реджепа Тайипа Эрдогана: он должен дать формальный мандат на осуществление этой процедуры одному из партийных лидеров. По данным источника «НГ» в Турции, Эрдоган собирался вчера вечером предоставить такой мандат премьер-министру Ахмету Давутоглу, главе Партии справедливости и развития (ПСР), набравшей наибольшее число голосов. Сегодня, утверждает источник, начнутся официальные встречи с партиями.
После выборов 7 июня, на которых ПСР потеряла большинство в парламенте, Эрдоган призвал депутатов как можно скорее сформировать правительство, но, по мнению его оппонентов, сам умышленно тормозит процесс.
Впервые он объяснился во вторник вечером. По словам президента, он ждет, чтобы партии определились со своими вице-спикерами, а затем предоставит мандат Давутоглу. Как только это произойдет, начнется отсчет 45 дней для определения состава кабинета. В случае неудачи президент по традиции должен предоставить такой же мандат лидеру партии, занявшей второе место. Если и вторая попытка провалится, Эрдоган сможет провести новые выборы.
Закулисные переговоры продолжаются. Если изначально ни одна из трех других парламентских партий не изъявляла желания вступать в коалицию с ПСР, то теперь наблюдатели называют вероятным партнером Давутоглу по коалиции крайне правую Партию националистического движения (ПНД) в силу идеологического совпадения двух политических сил. Известно, что исторически ПНД поддерживала многие инициативы ПСР.
На этом фоне на передний план выходят намерения Эрдогана. Формирование коалиционного правительства может позволить ему ослабить позиции оппонентов. «Для Эрдогана коалиция не вариант, но он может использовать ее как инструмент, который позволит ему убедить народ в том, что партнерство с оппозицией приведет к нестабильности, – отметил представитель второй по числу мест в парламенте Народно-республиканской партии. – Эрдоган хочет напомнить народу о черных днях (имеется в виду политическая и экономическая нестабильность 1990-х годов, на протяжении которых в Турции были у власти коалиционные правительства. – «НГ»). Он использует это как тактику, чтобы добиться досрочных выборов – или сейчас, или через год».
Газета Hurriyet допускает, что досрочные выборы состоятся уже в ноябре. Эрдоган якобы готов пойти на этот шаг в надежде как можно скорее изменить политический расклад и получить парламентское большинство, так как опасается, что коалиционное правительство приведет к эрозии его власти. ПСР не хватает всего 2–3% голосов (18 из 550 мест). Чтобы заставить одуматься избирателей, решивших наказать ПСР, президенту достаточно тянуть время, создавая атмосферу неопределенности, заостряя внимание на грызне между оппозиционными силами и пугая призраком 1990-х. Один из опросов показал: граждане настолько боятся нестабильности, что, знай они заранее итоги голосования, за ПСР высказалось бы на 4% больше тех, кто пришел к урнам.
«Эрдоган не очень доволен результатами выборов, – сообщил «НГ» источник в Турции. – Есть мнение, что он хочет провести новые выборы. Этот вариант все еще может реализоваться. Но идти на повторные выборы сразу, не попробовав создать коалицию, тоже очень рискованно. Поэтому, хоть и формально, будут стараться создать правительство. Если получится – хорошо, если нет, то будут уже всерьез говорить о новых выборах».
Как пояснила «НГ» замдиректора Российского института стратегических исследований Анна Глазова, обвинения оппозиции в том, что Эрдоган специально затягивает процесс, не лишены оснований. Не исключено, что президент делает это для того, чтобы коалиционное правительство так и не было сформировано и, таким образом, можно было объявить внеочередные парламентские выборы. По мнению эксперта, у Эрдогана действительно есть серьезные основания опасаться создания коалиционного правительства, потому что это, безусловно, ограничит его власть и амбиции. Турецкие граждане, по сути, вынесли вотум недоверия лично Эрдогану, а также его планам превратить Турцию в президентскую республику. И сейчас все оппозиционные партии, прошедшие в парламент, требуют, чтобы он прекратил выходить за рамки тех полномочий, которыми обладает президент страны.
«Формирование коалиции – безусловный залог стабильного развития, однако такое правительство не сможет работать эффективно, потому что между ПСР и любой из трех оппозиционных партий существуют серьезные расхождения, – считает Глазова. – Еще до парламентских выборов Давутоглу заявлял, что не поддерживает идею формирования коалиционного кабинета, так как считает, что в истории Турции эти правительства никогда не добивались успеха. Совсем недавно он снова повторил свои слова, подчеркнув, что Турция должна готовиться к новым парламентским выборам».
Как утверждают некоторые оппозиционные депутаты, Эрдоган тянет время до военного совета в августе, когда будет назначено верховное командование. Ему необходимо, чтобы этот процесс прошел полностью под контролем ПСР, ведь Анкара взвешивает возможность военного вторжения в Сирию.
Эрдоган говорит о том, что сирийские курды пытаются создать независимое государство, а Турция допустить этого не может, сказала Глазова. Два процесса – формирование коалиционного правительства и заявления турецкого руководства по Сирии, – возможно, имеют некую связь. «Если предположить, что сейчас коалицию создать не удастся и что одновременно Турция начнет боевые действия на границе с Сирией, то это даст шанс Эрдогану еще какое-то время оставаться пусть не формальным, но реальным лидером страны, использовать угрозу безопасности, чтобы попытаться сохранить власть в своих руках», – заключила эксперт.