Барак Обама и высшее военное командование США считают свою антитеррористическую стратегию успешной. Фото Reuters
Барак Обама выступил перед высшим военным командованием США и рассказал о своем видении борьбы с «Исламским государством» (ИГ). По словам американского лидера, кампания против боевиков будет продолжительной, и основная битва развернется за умы и сердца молодого поколения. Для обеспечения стабильности в регионе необходимо и создание сирийского правительства без участия президента Башара Асада.
«Будут периоды прогресса, но будут и неудачи» – так Обама охарактеризовал перспективы кампании против ИГ. До выступления в Пентагоне американский лидер дважды говорил, что у США нет полноценной стратегии противостояния экстремистам, и на этой встрече он признал, что некоторых поставленных целей достичь не удалось. Например, неудачной представляется кампания по военной подготовке кадров для умеренной сирийской оппозиции. Конгресс выделил деньги для тренировки 5,4 тыс. бойцов, однако пока услугами инструкторов пользуются только 100 сирийцев: виной тому строгий отбор. Американцы требуют, чтобы прошедшие подготовку солдаты в первую очередь обязались сражаться против ИГ, а не против Асада и лояльных ему сил. «Я четко дал понять, что моя команда приложит дополнительные усилия для подготовки и оснащения умеренной сирийской оппозиции», – заявил по этому поводу Обама.
Тем не менее, по мнению президента, в целом стратегия борьбы с ИГ оказалась удачной. Международная коалиция поддерживает местных солдат, поэтому США нет нужды посылать своих пехотинцев, 5 тыс. авиаударов нанесли чувствительный урон группировке, тысячи террористов были убиты, а их склады с вооружением уничтожены. Джихадисты утратили контроль над четвертью своей территории в Ираке, если сравнивать масштаб их нынешних владений с положением предыдущего года. Обама пообещал, что американские ВВС продолжат удары по объектам нефтяной и газовой инфраструктуры, чтобы лишить боевиков источников финансирования.
Президента поддержал министр обороны Эштон Картер. По его словам, США удалось уничтожить ряд высокопоставленных главарей «Халифата», и теперь они будут стараться ликвидировать лидера ИГ Абу Бакра аль-Багдади.
Комментируя ситуацию в Сирии уже после выступления в Пентагоне, Обама коснулся еще одной важной темы – фигуры сирийского лидера Башара Асада. «В Сирии единственным способом положить конец гражданской войне является инклюзивный политический переход к новому правительству без Башара Асада, правительству, служащему всем сирийцам», – сказал он. По словам Обамы, этот вопрос обсуждался на встрече с монархами стран Персидского залива и по телефону с президентом РФ Владимиром Путиным. Призывая к созданию инклюзивного правительства, Обама посоветовал региональным игрокам работать сообща ввиду все большей угрозы со стороны ИГ. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков пояснил, что Путин подтвердил российскую линию на поддержку сирийского лидера.
Не обошлось и без критики: Асад обвинил Запад в нежелании расправиться с ИГ окончательно. По его словам, бомбардировки западной коалиции незначительны по сравнению с теми, которые осуществляют сирийские ВВС. Из его слов осталось непонятным, знает ли он о существовании строжайших правил применения оружия американской авиацией, принятых во избежание жертв среди мирного населения. Из-за них лишь каждый четвертый вылет заканчивается пуском хотя бы одной ракеты, а летчики жалуются на то, что у них «связаны руки».
Резко против этих правил выступает председатель комитета по вооруженным силам сената Джон Маккейн. Он же раскритиковал и выступление Обамы. «ИГ – это не трехметровый колосс. Его можно и нужно победить. Но этого не случится, если мы будем лгать самим себе по поводу идущей кампании. Я надеюсь, что командиры под началом президента будут более честны и самокритичны в оценке сегодняшних результатов», – пояснил сенатор в распространенном заявлении.
«Правительство без Асада создать нельзя без согласия самого Асада», – пояснила в беседе с «НГ» советник директора Российского института стратегических исследований Елена Супонина. По ее мнению, вопрос формирования правительства национального единства должен решаться самими сирийцами без участия внешних сил. Схожие попытки в Ливии и Ираке привели к плачевным результатам, и потому Россия такие предложения не поддержит.
«Еще одна причина невозможности формирования такого правительства состоит в том, что сирийская оппозиция чрезвычайно раздроблена», – подчеркнула эксперт. Оппозиционные силы не могут договориться даже о создании единых организационных структур, их потрясают расколы и разногласия. Гражданский конфликт в Сирии будет продолжаться еще долгое время, и даже уход Асада не привел бы к успокоению ситуации. По словам Супониной, нынешняя сирийская власть посылает сигналы о готовности сотрудничать в борьбе с ИГ, однако США такие инициативы отвергают, хотя совместные действия могли бы быть более успешными.