Греческий кризис не дает Ангеле Меркель ни минуты покоя. Фото Reuters
Афины сегодня представят новые предложения кредиторам в ходе саммита еврозоны. Премьер-министр Алексис Ципрас пытается опереться на мнение одного из крупнейших заимодателей – Международного валютного фонда (МВФ) – о том, что стране необходима реструктуризация госдолга. А также на результаты воскресного референдума, в ходе которого более 61% граждан сказали «нет» условиям кредиторов, и на поддержку России. В Берлине, чье мнение является ключевым, пока не демонстрируют готовности идти на уступки. Тем не менее эксперты считают сценарий выхода Греции из еврозоны маловероятным.
Ставки для еврозоны растут, в связи с чем настал период бурной политической активности. Глава Европейского центробанка (ЕЦБ) Марио Драги вчера утром провел телефонные переговоры с председателем Европейского совета Дональдом Туском, председателем Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером и главой Еврогруппы Йеруном Дейсселблумом. В Брюсселе состоялась встреча рабочей группы Еврогруппы и телефонная конференция Еврогруппы. В 19.00 мск в Париже началось совещание канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда, которые в воскресенье вечером говорили по телефону и выступили с идеей внепланового саммита еврозоны. По словам Туска, саммит состоится сегодня в Брюсселе после встречи министров финансов еврозоны. Как сообщил вице-канцлер и министр экономики ФРГ Зигмар Габриэль, темой саммита, вероятно, станет предоставление Афинам гуманитарной помощи.
Вчера в 20.15 мск ожидалось совместное заявление Олланда и Меркель. Возможно, франко-немецкой паре удалось согласовать позицию по ключевым вопросам, в частности по требуемой Ципрасом реструктуризации госдолга. Министр финансов Франции Мишель Сапен сказал, что эта тема не является табу, и признал: Греция не сможет выйти из кризиса ни в ближайшие месяцы, ни даже в ближайшие годы, если сохранить ее долговые обязательства в текущем варианте. В то же время официальный представитель Минфина ФРГ Мартин Ягер отметил, что в немецкой повестке дня вопроса о реструктуризации греческого долга нет. По мнению Берлина, Афинам нужно не реструктурировать долг, а провести экономические реформы и наладить получение финансовой помощи. ЕЦБ тоже на стороне Германии. «Греческий долг перед ЕЦБ не может быть реструктурирован по определению, поскольку это будет денежным финансированием государства», а подобное прямое финансирование запрещается законодательством ЕС, разъяснил член совета управляющих ЕЦБ Кристиан Нуайе.
По вопросу о третьем пакете финансовой помощи Греции Берлин также не дает слабину. Ягер подчеркнул, что Европейский стабилизационный механизм может обеспечить новую кредитную линию только при условии соблюдения своих требований и «правовой возможности отклониться от этого принципа просто не существует».
Между тем управляющий совет ЕЦБ обсуждал в понедельник, нужно ли продолжать поддержку греческих банков. По этому вопросу ожидалось положительное решение, так как ЕЦБ не хочет вносить сумятицу в переговоры. «Ясно, что ЕЦБ не настроен перебивать политический процесс, – пояснила главный экономист Societe Generale SA (Лондон) Михала Маркуссен. – Пока продолжается обсуждение между греческой администрацией и еврозоной, мы считаем маловероятным, что ЕЦБ полностью свернет программу экстренной кредитной помощи и отрежет доступ греческих банков к инструментам кредитования ЕЦБ».
Помимо итогов референдума и мнения МВФ по реструктуризации у Ципраса, похоже, есть и третий аргумент – опора на Россию. В ходе состоявшегося в понедельник телефонного разговора президент РФ Владимир Путин и греческий лидер обсудили итоги референдума, а также дальнейшее развитие российско-греческого сотрудничества. При этом Путин выразил поддержку народу Греции в преодолении стоящих перед страной трудностей, отметили в пресс-службе Кремля. Кроме того, Ципрас встретился в президентском дворце с лидерами шести остальных парламентских партий, чтобы рассказать о своей стратегии на переговорах с кредиторами. Он добился поддержки трех оппозиционных партий. В правящую коалицию входит две партии. Таким образом, пять из семи греческих парламентских партий выступают единым фронтом, что в правительстве уже назвали новой эрой греческой политики.
Вместе с тем в Афинах понимают, что на уступки идти все равно придется. Об этом свидетельствует неожиданное решение министра финансов Греции Яниса Варуфакиса уйти в отставку. Он считает, что это будет способствовать успеху греческой стороны на переговорах, так как его фигура не устраивает «некоторых участников Еврогруппы и различных партнеров». Новым министром финансов назначен Евклид Цакалотос, возглавлявший греческую делегацию на переговорах с международными кредиторами.
По словам замдиректора Института Европы РАН Ольги Буториной, результаты референдума укрепят позицию Ципраса на переговорах. Граждане Греции выразили несогласие с режимом строгой экономии, и у правительства есть все основания добиваться пересмотра жестких условий, предлагаемых кредиторами. Говорить о том, что греческие избиратели обладают полнотой информации о состоянии экономики и о путях ее модернизации, естественно, не приходится, но не считаться с общественным мнением ЕС, конечно, не сможет. Поэтому, как предполагает собеседница «НГ», речь пойдет о том, чтобы реформы в Греции касались не только денежно-кредитной и бюджетной политики, но и создания рабочих мест, в первую очередь для молодых людей.
Эксперт полагает, что Греция не выйдет из еврозоны, так как последствия были бы слишком серьезными. «Введение греческой драхмы потребовало бы значительных расходов на то, чтобы изъять имеющуюся денежную массу из обращения, напечатать новые драхмы и отчеканить монеты, сменить все аппараты, которые проверяют подлинность банкнот, добиться высокого уровня защиты новых банкнот от подделки, – пояснила Буторина. – Кроме того, греческая драхма окажется сильно девальвирована по отношению к евро, курс пересчета будет значительно ниже, чем тот, по которому Греция вступала в зону евро. Соответственно, на процент девальвации вырастут долги, номинированные в евро и других валютах, греческих физических и юридических лиц, а также правительства. Совершенно очевидно, что опасения этого огромного валютного риска привели бы к парализации банковского бизнеса Греции и сильнейшей нехватке ликвидности. Правительство столкнулось бы с трудностями, связанными с выплатой пенсий и осуществлением других платежей по социальным программам и бюджетным обязательствам. В случае выхода из зоны евро Греция получила бы сильнейший экономический шок, который скорее всего способствовал бы дальнейшему снижению уровня производства и занятости. Думаю, что этот сценарий не реализуется, хотя вероятность его после отрицательного ответа на референдуме возрастает».