На фото генеральный секретарь Коммунистической партии Вьетнама (КПВ) Нгуен Фу Чонг. Фото Reuters
Cегодня начинается визит генерального секретаря Коммунистической партии Вьетнама (КПВ) Нгуен Фу Чонга в Вашингтон. Вчерашние враги стали партнерами. Их сближают заинтересованность в расширении деловых связей и желание воспрепятствовать экспансии КНР в Южно-Китайском море. Белый дом хочет вовлечь Вьетнам в Транстихоокеанское партнерство (ТТП), где США будут играть ведущую роль.
40 лет назад закончилась одна из самых ожесточенных войн ХХ столетия – вьетнамская. Маленькая страна победила сверхдержаву, однако победа досталась ей дорогой ценой. Воспоминания о войне не стерлись в памяти вьетнамцев старшего поколения, но это не помешало Вашингтону и Ханою наладить отношения.
Визит Нгуен Фу Чонга в США, как отмечает в Washington Post член ЦК КПВ Хоанг Бинь Куан, должен послужить еще одной важной вехой в укреплении американо-вьетнамских отношений.
По словам этого политика, возглавляющего отдел международных связей ЦК, приглашение администрации президента США Барака Обамы означает, что США уважают выбор Вьетнамом политического режима. То есть готовы сотрудничать с коммунистами, против которых вели войну.
Далее автор статьи делится с американскими читателями весьма интересными соображениями: «Политическая система Вьетнама не отражает зеркально систему США, но в важных аспектах мы стремимся двигаться в одном направлении – к рыночной экономике, сильной защите инвесторов, миру и стабильности в международных делах». При этом видный деятель КПВ подчеркивает, что Вьетнам полностью поддерживает соглашение по ТТП, за которое ратуют США.
Естественно, вьетнамский чиновник не мог откровенно раскрыть еще один аспект визита – геополитический. Но именно геополитика подталкивает обе страны к сближению, пишет New York Times. Мощь Китая растет, и это побуждает Вашингтон и Ханой создавать альянсы в качестве противовеса Китаю. Вьетнамцы хотели бы, чтобы военное присутствие США в Азии выросло. Подоплека такого курса состоит в том, что между Вьетнамом и Китаем не утихает спор о принадлежности островов в Южно-Китайском море.
Дело доходило до вооруженных столкновений на спорных клочках суши и вокруг них. А ранее, в 1979 году, между Китаем и Вьетнамом вспыхнула война на суше. Поэтому некоторые отставные вьетнамские военные, такие как генерал Ле Ван Куонг, призывают к укреплению военных связей с США. В прошлом году американцы сняли запрет на поставку Вьетнаму нелетальных видов оружия. Сейчас речь идет о том, что американцы могут отменить эмбарго и на поставку современных видов вооружений бывшему врагу. Во всяком случае, это одна из тем, которая, как ожидают, будет обсуждаться генсеком КПВ в Вашингтоне.
Транстихоокеанское партнерство – так по плану будет называться международная торгово-экономическая организация. Ее цель – создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В переговорах о создании ТТП участвуют более 10 стран. В 2013 году к ним присоединилась Япония. Создание этой структуры активно поддерживает администрация Обамы. Как считают многие комментаторы, Белый дом ратует за этот торговый блок потому, что видит в нем противовес растущему влиянию Китая в регионе.
В беседе с «НГ» руководитель Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Дальнего Востока РАН Владимир Мазырин отметил, что «торговля и экономическое взаимодействие стали основным двигателем американо-вьетнамских отношений. С середины нулевых США – крупнейший рынок сбыта вьетнамских товаров: в 2013 году на рынок США пришлось 18% всего вьетнамского экспорта. В целом товарооборот между двумя странами с 2006 по 2014 годы вырос более чем втрое и составил почти 36 млрд долл. при значительном профиците у Вьетнама».
По мнению эксперта, Вьетнам однозначно хочет участвовать в ТТП и ждет самых больших экономических дивидендов, несравнимых, например, с выгодами от создания зоны свободной торговли между Вьетнамом и Евразийским экономическим союзом. Это связано с перспективой большей открытости для вьетнамских товаров рынков США, Японии, Канады и других развитых стран – его основных экономических партнеров в мире.
Вместе с тем участие в этом торговом блоке связано со многими сложностями. Так, на переговорах по ТТП вьетнамская сторона добивается признания Вьетнама страной с рыночной экономикой, снятия демпинговых ограничений, запрета на дискриминацию своих государственных корпораций, либерализации стандартов в области торговли услугами и других существенных уступок. В свою очередь, Вашингтон требует от Ханоя реализации структурных реформ госсектора, совершенствования трудового законодательства, прав интеллектуальной собственности. Самым трудным для согласования пунктом является определение происхождения товаров, поскольку экспорт вьетнамского текстиля, например, на 90% обеспечивается сырьем из Китая. Переговоры затягиваются, и их судьба остается неясной, в том числе и ввиду того, что Вашингтон выдвигает ряд политических условий, на которые Ханой пойти не может, заключил Мазырин.