Популярность Синдзо Абэ идет на убыль. Фото Reuters
Решение Либерально-демократической партии пробить в парламенте законы, позволяющие армии воевать за границей, не пользуется поддержкой большинства населения. Это показал опрос. В то же время Токио обеспокоен сближением РФ с КНР и экспансией Пекина на морях. Приглашение президенту России Владимиру Путину продиктовано, как полагает эксперт, желанием затормозить взаимодействие между Москвой и Пекином, а также продемонстрировать недовольство Японии позицией G7.
Поддержка премьер-министра Японии Синдзо Абэ в стране снижается. Причина – сомнения японцев в том, не слишком ли рискован его курс в области безопасности. Он направлен на то, чтобы предоставить вооруженным силам право участвовать в военных действиях за пределами страны.
Как передает Reuters, Абэ обещал ключевому союзнику – Вашингтону, что добьется одобрения законопроектов по обороне нынешним летом. Но выполнить обещание оказалось нелегко, и правящему блоку в парламенте пришлось продлить нынешнюю сессию до 27 сентября.
Доля избирателей, выступающих против кабинета Абэ, выросла до 40%. Это показал опрос, проведенный газетой Nikkei Business Daily и телекомпанией TV Tokyo. Еще значительнее выглядит процент граждан, не одобряющих план Абэ отменить запрет, наложенный Японией самой на себя, на право прийти на помощь дружеской стране, подвергшейся нападению. Отмена этого запрета означает, что японские войска имеют право на «коллективную самооборону». Иными словами, могут впервые после поражения Японии во Второй мировой войне воевать за границей.
Другие опросы показали, что аргументы правительства в пользу законопроектов не убедительны. Так считает 81% опрошенных. На неприятности внутриполитического характера для Токио накладывается опасение по поводу растущего взаимодействия между Китаем и Россией. Как пишет интернет-газета Asia Times, «Пекин сегодня ближе, чем когда-либо, к тому, чтобы заручиться поддержкой своих «коренных интересов» со стороны Москвы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Обе державы обещали поддерживать друг друга и координировать внешнюю политику». Раньше Москва предпочитала балансировать между Пекином и Вашингтоном. Но после того, как Запад ополчился против России, ей пришлось переориентировать политику на Восток.
В беседе с «НГ» руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов отметил: «Поскольку правящая Либерально-демократическая партия имеет большинство и в верхней, и в нижней палате, законы о безопасности будут одобрены. Абэ надеется, что за время продленной сессии ему удастся убедить общественное мнение в том, что эти законы нужны Японии для обеспечения национальной безопасности. А если обсуждение затянется, то укрепятся оппозиционные силы, выступающие против них. Японский народ опасается, что страна может быть вовлечена в военные операции, которые будут проводить американцы вопреки национальным интересам Японии».
Что касается предстоящего визита Путина в Японию, то тут нужно учесть ряд факторов. Япония действительно встревожена сближением России и Китая. Это и экономическая сфера. Достаточно упомянуть подписание в Москве российско-китайского документа о сопряжении ЕАЭС и Шелкового пути. Японцы опасаются, что китайцы монополизируют в экономическом плане российский Дальний Восток, прежде всего в сфере энергоресурсов.
Военное сотрудничество тоже японцев очень беспокоит. В частности, им не нравится, что флоты России и Китая запланировали новые совместные учения в Японском море. «Абэ приглашает Путина, чтобы в какой-то мере оттащить его от председателя КНР Си Цзиньпина, от Китая. Это очевидно. Есть и еще один аспект. У Японии с Китаем серьезные проблемы на морях. Это спор из-за островов Сенкаку (Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море, строительство Китаем взлетно-посадочных полос на насыпных островах в Южно-Китайском море. Японцы полагают, что Китай сможет контролировать морские линии, по которым курсируют нефтеналивные танкеры, перевозятся другие грузы», – сказал Кистанов.
Поэтому они выступают за то, чтобы сдержать Китай. Абэ говорил об этом и на заседании G7 в Германии. Резолюция на сей счет была принята, но в абстрактной форме. Китай даже не упомянут. Японский премьер был этим недоволен. И вот он пригласил Путина, чтобы продемонстрировать «семерке»: «Вы не хотите на Китай давить. Так я не буду особенно шагать с вами в одну ногу по поводу Крыма и Украины. То есть буду проводить собственную, независимую политику».
Причем такого курса требуют и интересы японского рыболовного бизнеса. Как говорит Кистанов, до сих пор японцам разрешалось вылавливать определенные квоты рыбы с помощью дрифтерных сетей. Российская сторона считает, что эти сети наносят рыбе непоправимый ущерб. Обе палаты нашего парламента приняли решения о запрете дрифтерных сетей. А для японцев это очень болезненный вопрос, так как Хоккайдо, самый северный остров, в значительной мере живет за счет рыболовства, в том числе в эксклюзивной экономической зоне России. «Абэ в телефонном разговоре просил Путина, чтобы этот закон не был принят. Теперь дело за подписью нашего президента. Как будет решаться вопрос, трудно сказать. В Японии воспринимают наш запрет как ответ России на санкции со стороны Японии», – заключил эксперт.