Фото Reuters
Иракский премьер Хейдар аль-Абади во главе министерской делегации посетил Тегеран с однодневным визитом. Политики двух стран обсудили региональную повестку дня и меры по борьбе с боевиками «Исламского государства» (ИГ). Эксперты считают, что рост зависимости от иностранных государств негативно сказывается на суверенитете Ирака.
Встреча в Тегеране прошла на следующий день после переговоров Абади с шефом Национальной разведки США Джеймсом Клэппером. Иракский премьер ищет помощи международного сообщества, о чем он говорил еще на встрече стран – участниц коалиции, борющейся против ИГ. «ИГ – это провал политики всего мира.
Разговоров о помощи много, а самой помощи мало. Мы стараемся сделать все, что можем, но ИГ не было создано в Ираке», – заявлял тогда глава иракского правительства. Недавняя встреча в Париже вышла безрезультатной – на ней не было ни России, ни Ирана, и теперь Абади решил обратиться к своему региональному соседу и союзнику в борьбе с радикальными исламистами.
Абади был оказан теплый прием, его приняли верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи и ряд иранских чиновников. «Исламская Республика Иран всегда поддерживала и иракское правительство, и жителей Ирака. Мы выступаем за мир, стабильность и развитие этой страны», – заявил по результатам переговоров первый вице-президент Ирана Эсхак Джахангири. В деле борьбы с ИГ он призвал к «решительности и взаимодействию». Сам Абади охарактеризовал свой второй за год визит в Тегеран как свидетельство теплых отношений между двумя странами, и подчеркнул, что оба государства могут дополнять друг друга. «Мы должны создать единый антитеррористический фронт», – заметил иракский премьер.
В прошлом Иран и Ирак были злейшими врагами – суннитское правительство Саддама Хусейна противостояло Тегерану, к власти в котором в результате исламской революции 1979 года пришло шиитское духовенство. После свержения режима Хусейна при поддержке американских войск на первые роли шииты выдвинулись и в Ираке: именно они сейчас стоят у руля страны.
Противостояние ИГ ныне столкнулось с рядом трудностей: натренированная американскими инструкторами и вооруженная американским же оружием иракская армия оказалась неспособна вести самостоятельную борьбу против радикалов «Халифата», бросаясь в бегство при виде наступающих исламистов. Не помогли и ракетные удары ВВС США: командование опасается жертв среди мирного населения, и террористы этим пользуются. В прошлом остались запечатленные на пропагандистских роликах движения массированных автомобильных колонн под черными флагами джихада. Теперь террористы передвигаются маленькими группами под покровом ночи.
В условиях неспособности регулярной армии решить проблему с ИГ правительство Ирака вынуждено полагаться на добровольческие шиитские батальоны, которые поддерживаются Ираном. Это таит в себе сразу несколько опасностей: иракцы-сунниты крайне настороженно относятся к шиитам, к тому же «Халифат» провозглашает себя защитником всего суннитского населения от авторитарных секуляристских правительств Востока и от шиитского Ирана и потому часто находит поддержку в рядах простых суннитов, которых в арабском мире подавляющее большинство. На этом фоне происходит стремительное увеличение влияния иностранных государств на правительство Ирака.
«По сути, сейчас происходит растаскивание Ирака на части местными центрами силы, – прокомментировал ситуацию в интервью «НГ» президент Института религии и политики Александра Игнатенко, – и визит Абади в Тегеран лишь подтверждает существование этого процесса». Эксперт привел и другой пример этой тенденции: в частности, король Иордании Абдалла II выступил с заявлением, что защита суннитов на территории запада Ирака и востока Сирии – обязанность его страны. Эти слова встретили восторженные отклики вождей иракских племен, и иорданские вооруженные силы могут быть введены на территорию Ирака.
«Борьба против ИГ все больше превращается в шиитско-суннитский конфликт, и его участники подчас забывают, с чего все началось. Тот же король Иордании даже не упоминает «Халифат», а лишь говорит об опасности, угрожающей суннитам со стороны шиитов», – добавил Игнатенко. По его словам, местное население Ирака, которое освобождают от ИГ шиитские ополченцы, воспринимает «освободителей» как оккупантов. Этому способствуют и антисуннитские чистки, которые иногда проводятся ополченцами-шиитами.