Свой первый предвыборный митинг Хиллари Клинтон провела на острове Рузвельта в Нью-Йорке. Фото Reuters
Хиллари Клинтон выступила перед сторонниками в Нью-Йорке, изложив свое видение американского будущего и идеального президентства. Для демократов внешнеполитическая повестка на данном этапе президентской гонки уступает место социально-экономической. Клинтон назвала Россию традиционной для США угрозой. В этом ее поддержал потенциальный соперник от республиканцев Джеб Буш, который обещал объявить о старте своей президентской кампании сегодня в Майами.
«Я не баллотируюсь от имени каких-то конкретных американцев, я баллотируюсь от имени всех американцев», – заявила Клинтон, обращаясь к 5,5 тыс. своих сторонников на нью-йоркском острове Рузвельта. Выступление в важном для политиков мегаполисе стало первым, когда Клинтон сменила манеру: если раньше во время публичных встреч она старалась слушать пришедших и понять их чаяния, то в этот раз ее появление больше напоминало речь харизматичного лидера, готового занять президентское кресло. «Люди называли меня по-всякому, – сказала она ликующей толпе, – но слабаком – ни разу».
Если сравнивать ее речь с заявлениями семилетней давности, когда она боролась за выдвижение от своей партии, но проиграла Бараку Обаме, можно констатировать: Клинтон заметно «полевела» и не боится отстаивать интересы простых американцев. В 2008 году она опасалась вести «классовую войну» против богачей, но теперь ситуация изменилась. Согласно опросам, количество либерально настроенных избирателей увеличилось, а консерваторов – упало. «Пока многие из вас работают в нескольких местах, чтобы свести концы с концами, 25 самых богатых управляющих хедж-фондами получают больше, чем все учителя подготовительных классов всех школ, вместе взятых, а часто и налог платят по меньшей ставке», – сказала она.
Касаясь налогового вопроса, Клинтон заявила, что будет поддерживать бизнесменов, ориентированных на долгосрочные вложения и хранящих деньги на родине, а не тех, которые хотят быстро срубить куш и перевести его в офшоры. Она намерена бороться за бесплатные детские сады и доступность колледжей. Вопреки ранним прогнозам она также не стала дистанцировать себя от Обамы, которого она охарактеризовала как непримиримого борца и хорошего руководителя во времена ее работы госсекретарем.
Наибольшее одобрение вызвали ее слова о прекращении дискриминации женщин и однополых пар. Собравшиеся бурно аплодировали после фразы «Мы хотим, чтобы работникам платили больше и чтобы и мужчины, и женщины получали одинаковые зарплаты», а также после заявлений о том, что любая форма дискриминации в отношении однополых союзов должна быть запрещена. «Они и их семьи должны иметь возможность жить, учиться, жениться и работать так же, как и все остальные», – пояснила Клинтон.
Остановилась она и на внешней политике: «Ни одна другая страна на земле не обладает лучшим положением для того, чтобы процветать в XXI веке, ни одна другая страна лучше не приспособлена к тому, чтобы отразить традиционные угрозы со стороны таких государств, как Россия, Северная Корея и Иран». И если в России придали ее словам об угрозе со стороны Москвы большое значение, американские СМИ не заметили в этих заявлениях новизны.
Ее наиболее вероятный соперник от республиканцев Джеб Буш, завершив европейское турне, также призвал США и ЕС к совместным действиям по сдерживанию России с целью стабилизации ситуации в Украине и укрепления обороноспособности Восточной Европы. В Таллине он подтвердил сделанное им ранее в Варшаве заявление: «Уверен, что мы должны расширить свое присутствие здесь… мы должны обеспечить более значимое присутствие в этом регионе».
Основную критику Клинтон, однако, заслужили не Москва и Тегеран, а республиканцы. Их социально-экономическую повестку дня она сравнила с песней группы Beatles: «В республиканском хоре, может быть, и появились новые голоса, но поют они все ту же песню, песню «Yesterday». Они верят во вчерашний день».
«Главная задача Клинтон сейчас – четко сформулировать свою позицию в выступлениях», – сказал в беседе с «НГ» руководитель Центра прикладных исследований Института США и Канады РАН, эксперт РСМД Павел Шариков. По его словам, у республиканцев много кандидатов, и у них разные позиции и по налоговым вопросам, и по проблеме дискриминации представителей ЛГБТ-сообщества. Именно это позволяет Клинтон вести наступление только на общую республиканскую платформу, а не на конкретных консерваторов.
Шариков считает, что по логике кампании, перед праймериз Клинтон должна критиковать своих однопартийцев. Однако она, видимо, совершенно не беспокоится об исходе предварительного голосования и сосредотачивается на борьбе с противниками из другого политического лагеря.