В Милане премьер Италии оказал теплый прием российскому президенту. Фото Reuters
Вчера президент РФ Владимир Путин прибыл в Италию, где посетил выставку ЭКСПО-2015, провел переговоры с премьер-министром Маттео Ренци, встретился с папой Римским Франциском и завершил вечер общением с Сильвио Берлускони. Российское руководство рассчитывает на благосклонность Рима при выработке политики ЕС в отношении Москвы.
10 июня на всемирной выставке ЭКСПО-2015 было объявлено Днем России, и Путин принял участие в торжествах вместе с Ренци. Российский павильон на выставке уже посетило почти 400 тыс. человек, а его экспозиция стала одной из самых внушительных: представлены пять регионов (Москва, Татарстан, Тульская, Калужская и Ростовская области). ЭКСПО-2015 проходит с 1 мая, и за первый месяц работы ее посетили 2,7 млн гостей.
Открывая день, посвященный РФ, Ренци отметил, что выставка должна послужить укреплению связей между Италией и Россией. «Мы будем работать вместе над тем, чтобы ЭКСПО-2015 стала мероприятием, которое позволяет расширить спектр нашего взаимодействия. Наша задача также восстановить превосходные дружеские отношения между Россией и Италией, с тем чтобы найти ответы на те вызовы, которые стоят перед нами сегодня», – заявил глава итальянского правительства. Он также отметил, что ввиду непростой международной обстановки у двух стран есть разногласия, однако точек соприкосновения больше.
Перед началом встречи организаторы выставки вручили российскому президенту темно-синий галстук в мелкий цветочек, который символизирует итальянскую самобытность. Осмотрев павильон и попробовав русский квас на ржаном хлебе, политики удалились на переговоры, по результатам которых они сделали ряд важных заявлений.
Самой ожидаемой темой были санкции, наложенные на Россию из-за украинского кризиса. Путин отметил, что санкции обсуждались, но «не в плане отмены, сокращения», а в аспекте того, как эти ограничения мешают развитию двустороннего взаимодействия. Он также назвал G7 «клубом по интересам» и заявил, что у России с «семеркой» нет никаких отношений, однако Москва готова к поддержанию двусторонних связей с ее членами.
Оба лидера обсудили исполнение Минских соглашений по разрешению ситуации в Украине. Путин посетовал, что договоренности выполняются выборочно, а не полностью. Ренци, в свою очередь, поддержал тезис о том, что Минск-2 является направляющим ориентиром по урегулированию конфликта.
Были затронуты и экономические вопросы: несмотря на констатацию падения товарооборота по итогам прошлого года на 10%, бизнесмены Апеннинского полуострова сохраняют интерес к российскому рынку. «Мы знаем, что деловые круги Италии не хотят прерывать взаимовыгодные проекты с Россией. Предприниматели проявляют заметный интерес к российской экспозиции ЭКСПО-2015», – заявил Путин.
Ренци подвел итог, заметив, что мир нуждается в России. «Мировая повестка сейчас очень сложная. Россия является одним из основных участников процесса наряду с Европой и Америкой. Мы должны дать ответ на мировые вызовы, которые зачастую нас объединяют. В первую очередь я говорю о международном терроризме», – сказал глава кабмина Италии.
«Итальянская сторона испытывает на себе определенные ограничения и не может выйти за рамки мандата ЕС», – поделился своим видением ситуации в двусторонних отношениях в интервью «НГ» генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Он отметил, что если у России и были планы в отношении особой позиции касательно санкций или других вопросов, то очевидно, что осуществиться они не смогли. С другой стороны, Кортунов считает, что мнение Италии будет учтено при формулировании долгосрочных отношений России с Евросоюзом, и потому у российского руководства есть надежда, что Рим может стать своего рода лоббистом РФ в отношениях с ЕС.
«По основным вопросам Италия не готова на разрыв отношений с основными партнерами по Европейскому союзу. Но если речь пойдет о каких-то конкретных вопросах, то она может и проявить инициативу, и даже вести независимую политику», – отметил Кортунов. Он подчеркнул, что для России важно, чтобы разговор с Италией шел не на уровне общих политических деклараций, а по конкретным темам и мог воздействовать на деловые взаимоотношения между двумя странами.