Шиитские ополченцы Ирака считаются одними из наиболее боеспособных частей, противостоящих ИГ. Фото Reuters
Борьба с боевиками «Исламского государства» (ИГ) стала важной темой, которую президент США Барак Обама вынужден был затронуть в ходе заключительной пресс-конференции саммита «большой семерки». Он вновь произнес фразу, которая еще в прошлом году вызвала шквал критики и со стороны союзников, и из стана противников президента: «У нас еще нет стратегии в борьбе с ИГ». Несмотря на эти слова, Обама, кажется, знает рецепт успешного противодействия террористам.
Военным усилиям в деле борьбы с ИГ сопутствует деятельность американских спецслужб: они закончили расшифровку данных с физических носителей, захваченных во время рейда отряда «Дельта» в жилище одного из высокопоставленных руководителей «Халифата» в мае. Спецслужбы получили в свое распоряжение данные о финансовых операциях ИГ, о привычках лидера организации Абу Бакра аль-Багдади и о «табели о рангах» боевиков. Также стало известно, что жены главарей передают важную оперативную информацию друг другу и своим мужьям, чтобы избежать использования электронных средств связи и возможной прослушки.
Достойными внимания стали сведения о работе нефтедобывающих комплексов на захваченной территории: половина всех доходов перечисляется в общую казну «Халифата», половина остается на месте и идет на обслуживание техники и зарплату рабочим. Раньше рабочие считались заложниками террористов, однако теперь факт их добровольного найма и оплаты труда сделал их допустимой целью для авиаударов.
Фраза Обамы «У нас еще нет стратегии» впервые прозвучала в сентябре и уже тогда стоила американскому лидеру политических очков, но сейчас критики недоумевают: неужели за это время администрация так и не смогла выработать эффективные контртеррористические меры? Национальный комитет Республиканской партии в официальном заявлении обнародовал простой вопрос: «А чем вообще президент Обама занимался на протяжении последних десяти месяцев?»
Присоединиться к хору недовольных американским лидером поспешили консерваторы, претендующие на кресло президента: Рик Перри, Джеб Буш, Тэд Круз и Линдси Грэм. Они считают, что Обама не представляет себе масштаба ближневосточной проблемы и не имеет политической воли для осуществления необходимых для ее решения шагов. Ему даже припомнили сказанные им во время его второй избирательной кампании слова: используя популярные в английском языке спортивные аналогии, Обама назвал ИГ «вторым составом террористической команды». Тогда многие эксперты считали группировку ответвлением «Аль-Каиды», не способным вести полномасштабную глобальную войну.
В защиту американского лидера стоит сказать, что его слова об отсутствии стратегии вызваны неполноценным сотрудничеством с иракскими властями. «Детали еще не выработаны», – заявил глава США. По его словам, тренировка иракских сил американскими специалистами проходит недостаточно оперативно, а в борьбе с притоком иностранных наемников «наметился прогресс, которого пока недостаточно».
Ряды бойцов «Халифата» пополняются быстрее, чем международной коалиции удается их ликвидировать. «Если мы остановим каналы поступления новых боевиков из-за рубежа, мы сможем изолировать и измотать силы ИГ, которые уже находятся на поле боя. Боевики несут значительные потери, однако если они восполняются, проблема не решается в долгосрочной перспективе», – сказал президент США.
Он также упомянул недостаточные усилия Турции по мониторингу собственной границы, которые позволили бы частично решить проблему с иностранными наемниками «Халифата». Премьер-министр Ирака Хейдар аль-Абади высказал идею о необходимости создания глобальной разведывательной инициативы, в рамках которой страны обменивались бы разведданными в отношении потенциальных агентов влияния ИГ, набирающих новых рекрутов.
Обама заверил аль-Абади во всесторонней поддержке мирового сообщества и выразил уверенность в неминуемом разгроме ИГ: «Несмотря на то что это займет какое-то время, несмотря на то что когда-то нам придется терпеть поражение и учиться на своих ошибках, мы одержим верх. ИГ будет выбито из Ирака и в конце концов будет побеждено». По его словам, взятие террористами города Рамади было лишь временным успехом, и Пентагон уже работает над поставками дополнительного оружия иракским силовикам.
«Создавать систему обмена разведданными просто необходимо, – считает заслуженный деятель науки РФ Георгий Мирский, – потому что бороться с ИГ одними авиаударами совершенно невозможно, и это прекрасно понятно всем сторонам». Никто не собирается присылать в регион танки или пехоту, и мировое сообщество прежде всего должно подорвать экономику ИГ. Война, которую ведет «Халифат», стоит очень дорого: нужно постоянно раздавать боеприпасы и обустраивать жизнь 6–7 млн человек внутри государства. ИГ не имеет выхода к морю, оно окружено злейшими врагами, и потому его внутренние ресурсы скоро истощатся. «Задача в первую очередь в том, чтобы строжайшим образом запретить Турции иметь какие-либо дела с ИГ, ведь всем понятно, что президент Эрдоган ведет двойную игру», – сказал эксперт. Он считает, что США могут надавить на него, поскольку Турция – член НАТО.
Мирский также отметил, что в Саудовской Аравии, власти которой не могут помогать ИГ, существуют мощные духовные фонды, которые получают значительные средства от продажи нефти. Они тратят миллиарды долларов на поддержку исламистов, и для победы над ними нужно ликвидировать этот механизм. Простые мусульмане тоже часто сочувствуют «Халифату», считая его единственной силой, способной противостоять США и Израилю, и поддерживают группировку финансово.
Перекрытие денежных потоков – лишь первый шаг в борьбе с террористами. Необходима мощная сухопутная группировка, а создание местной арабской армии невозможно без суннитов, и здесь кроется еще одна масштабная проблема. ИГ – суннитская организация, и 20 из 21 арабской страны тоже населены суннитами, многие из которых осуждают жестокость боевиков, но сочувствуют им. Создание армии из арабов возможно, но ее эффективность будет под вопросом. Здесь Обама может избрать тактику технического доминирования, поставляя новейшую технику для преодоления обороны исламистов и используя массированные бомбардировки. «Авиация США может сровнять с землей все ИГ, но одно дело – уничтожить колонну техники, а другое – бомбить города, убивая женщин и детей», – подчеркнул Мирский, отметив, что в случае убийства мирных жителей фотографии их тел станут мощнейшим пропагандистским оружием в руках исламистов. Более того, США не могут позволить себе выглядеть другом шиитского Ирана, который тоже атакует позиции ИГ с воздуха.
По мнению Мирского, для решения проблемы «Халифата» необходима координация максимального числа стран, и Россия может помочь, например, оказав влияние на Иран. Но нынешняя напряженность между США и РФ мешает этому, а Запад не может позволить себе «разменять» борьбу с ИГ на отказ от санкций, введенных в связи с украинской ситуацией.