Фото Reuters
Усилия Пекина избежать ссоры со странами АСЕАН из-за спора об островах терпят неудачу. К Филиппинам и Вьетнаму, требующим остановить китайскую экспансию, присоединилась Малайзия. Прежде державшаяся в тени, она решила заявить протест Китайской Народной Респуплике на высшем уровне после того, как китайский сторожевик «вторгся» в ее эксклюзивную экономическую зону к северу от Калимантана (Борнео). Однако китайские эксперты утверждают, что КНР имеет право направлять корабли и даже проводить учения в пределах таких зон.
Малайзия перестала отмалчиваться, когда ее пограничники установили, что китайское судно береговой охраны бросило якорь на отмели Лукониа – районе островков и рифов примерно в 150 км к северу от Калимантана.
Эта отмель находится внутри эксклюзивной 200-мильной экономической зоны Малайзии и примерно в 2 тыс. км от материкового Китая. «Это не район, где претензии одной стороны сталкиваются с претензиями другой. Любые иностранные корабли, заплывающие в это место, совершают вторжение», – утверждает министр национальной безопасности Малайзии Шахидан Кассим.
Куала-Лумпур воспринял случившееся как чрезвычайно серьезный инцидент. Как передало агентство Reuters, премьер-министр Малайзии Наджиб Разак обратится по этому вопросу непосредственно к председателю КНР Си Цзиньпину.
Напряжение в Южно-Китайском море нарастает давно. Не только Вьетнам и Филиппины, но и США и Япония бьют в набат по поводу того, что Пекин создает искусственные острова с причалами и взлетно-посадочными полосами, которые могут быть использованы для военных нужд. Китай претендует на 90% акватории площадью в 3,5 млн кв. км. Его притязания основаны на старых картах, которые ни одна другая страна не признает.
Ситуация обсуждалась на встрече G7 в Германии. Ее участники выразили беспокойство созданием островов, хотя Китай в резолюции не упомянули. Но, как передало агентство KYODO, премьер-министр Японии Синдзо Абэ, заявляя, что G7 не должна мириться с односторонними попытками изменить статус-кво, говорил именно о действиях Пекина. Ведь Япония сама втянута в территориальный спор с Китаем из-за островов в Восточно-Китайском море.
Вместе со своим старшим партнером по военному пакту – Вашингтоном – Токио намерен играть все более активную роль в сдерживании Китая. Не случайно ВМС Японии и Филиппин объявили о проведении вторых за последние месяцы маневров в Южно-Китайском море. В мае два японских эсминца и современный филиппинский корабль курсировали близ банки Скарборо, на которую претендует Манила. Но сейчас эта отмель находится под контролем Китая.
Совместные учения – это лишь первый шаг к растущему военному сотрудничеству Японии с Филиппинами. Планируется, что в дальнейшем японские военные самолеты, такие как Lockheed Martin P3-C, напичканные шпионским оборудованием, будут совершать патрульные полеты над Южно-Китайским морем. А для дозаправки они будут садиться на базах на Филиппинах. На этот счет между двумя странами готовится к подписанию специальное соглашение. Ранее Абэ и президент Филиппин Бенигно Акино договорились, что Токио будет передавать Маниле военное оборудование и технологии.
Тенденция к нарастанию напряжения тревожит как лидеров G7, так и Пекин. По крайней мере об этом свидетельствует статья докторов Сюэ Ли и Сюй Янчжо из Китайской академии общественных наук, опубликованная в интернет-журнале DIPLOMAT. Исследователи утверждают, что Китай стал продвигать свои интересы в Южно-Китайском море после того, как там застолбили свои владения Вьетнам, Филиппины и Малайзия. Но Китай делает это быстрее и в более крупном масштабе. Ситуацию осложнило вмешательство внешних сил – США и Японии.
По мнению китайских исследователей, США преследуют три цели: поддержание мира и стабильности, обеспечение свободы коммерческого судоходства и возможность направлять корабли и ВВС, особенно с целью сбора разведывательных сведений в эксклюзивные экономические зоны других стран. Первые два пункта не вызывают возражений, а третий отражает устремления гегемонистской державы.
Тем не менее китайские исследователи не считают противоречия между США и Китаем неразрешимыми. Китай и Россия недавно проводили маневры в Средиземном море. Большая часть его вод входит в такие зоны, но ничьи права не были нарушены. В будущем китайские ВМС могут начать совершать рейды к американским экономическим зонам, например рядом с базами Сан-Диего и Ньюпорт. Это не должно расцениваться как военная угроза.
Очевидно, Пекин не сумел достаточно транспарентно донести до партнеров в регионе свою стратегию. А ее задача – вовсе не установление контроля над морями, а продвижение идеи экономического взаимодействия между государствами, получившее название «Шелковый путь». Таковы аргументы китайских экспертов. Ближайшие месяцы покажут, насколько они отвечают практике.