Фото Reuters
Исторический пакт – так политики в Дели и Дакке называют соглашение между Индией и Бангладеш, которое фиксирует границу длиной более 4 тыс. км между двумя странами. Документ, подписанный главами правительств обеих стран Нарендрой Моди и Шейх Хасиной Вазет, предполагает обмен анклавами. Индия передаст соседу 111 анклавов площадью около 70 кв. км, а Бангладеш Индии – 51 анклав размером 28 кв. км. После обмена территориями жители смогут выбрать гражданство. По мнению эксперта, урегулирование стало возможным благодаря политической воле лидеров.
Как подчеркивает индийский портал ndtv. com, сделка о передаче земли позволит, наконец, десяткам тысяч людей, живших в приграничных анклавах, выбрать гражданство после того, как они находились в положении без гражданства. Это означало, что они не могли получать медицинскую помощь из-за неясной административной принадлежности их селений.
Таков гуманитарный аспект договоренности. Как видно из заявления Моди, не менее важно то, что разрешаются долгосрочные пограничные вопросы, устанавливаются постоянные границы с Бангладеш.
Страны-соседи шли к этой договоренности более 40 лет. Бангладеш образовалась в результате освободительной борьбы за отделение от Пакистана в 1971 году. В той войне интервенция Индии на стороне борцов за независимость сыграла решающую роль. Бангладеш после победы установила довольно тесные отношения с Индией. Но договоренность о владении 162 анклавами так и не была достигнута. Дело в том, что эти клочки земли когда-то принадлежали махараджам и навабам. Британские колониальные власти их не трогали. Бангладеш фактически утвердила сделку в 1974 году, но парламент Индии не давал на нее согласия. И только в апреле нынешнего года соглашение получило одобрение высшего законодательного органа.
Индию и Бангладеш связывают не только узы истории. Население индийского штата Западная Бенгалия и Бангладеш говорит на бенгальском языке. В Бангладеш большинство исповедует ислам, но там есть и индусское религиозное меньшинство. О близких, почти родственных связях двух стран говорит и то, что слова гимнов обеих стран написал один поэт – Рабиндранат Тагор.
На приеме в Дакке, устроенном премьер министром Бангладеш, Моди сопоставил соглашение со сносом берлинской стены. Это сравнение может показаться большим преувеличением. Однако, как сказала в беседе с «НГ» руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян,«международное значение договоренности очевидно. Этот спор длился десятилетиями. Причем беженцы совершали бесчисленное число раз переходы границ. Индийцы строили заграждения из колючей проволоки. Таково было наследие войны 1971 года. Появление потоков мигрантов объяснялось и тем, что Бангладеш – одна из самых бедных стран мира».
Не могли договориться раньше, потому, что каждая сторона считала, что это будет противоречить ее интересам. Сколько стран, включая Российскую Федерацию, не могут решить такие проблемы. А две развивающиеся страны показывают, что узлы недоверия и вражды можно распутать. По мнению эксперта, имеет значение и то, что Конституция Индии допускает возможность таких решений в интересах лингвистических и прочих групп. Это гибкость федеративной системы. «Но чтобы сделать такой шаг, нужна была политическая воля. И Моди политическое решение принял. Не исключено, что и к разрешению противоречий с Пакистаном из-за Кашмира тоже могут быть сделаны какие-то шаги», – заключила Шаумян.
Индийские спецслужбы полагали, что в прошлом на территорию Индии из Бангладеш проникали джихадисты. После подписания соглашения стороны заявили, что не потерпят существования экстремистских группировок. Дели объявил, что предоставит Бангладеш кредиты и построит электростанцию, чтобы помочь соседу, испытывающему постоянную нехватку энергии.